Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Записи
Смоктуновского, характеризующие те или иные стилевые особенности автора,
авторской манеры письма или композиции
пьесы, не многочисленны, но их
присутствие в рабочих тетрадках обязательно, и большей частью они выносятся на
значимые «обложечные» места. Можно
сказать, что, приступая к работе над ролью, Смоктуновский начинал с определения «сверхзадачи»
будущего спектакля, шел от общей трактовки к решению своей роли. Если Михаил
Чехов, по его собственному свидетельству, в начале работы концентрировал
внимание исключительно на роли, писал, что «только в самой последней стадии
работы начинается осознание пьесы в целом», то для Смоктуновского необходимо
понять и сформулировать общие задачи постановки, и только после этого —
сверхзадачу роли. К
примеру, в «Иванове» Чехова: «Пьеса о смерти, о разрушительных тенденциях в природе человека». «Крик о том, как
все мы бездуховно живем и думаем,
что живем». И
далее об образе Иванова, центрального героя пьесы: «О жизни без идеи. Невозможность этого — качество
русского человека, русского интеллигента». «Нужна идея!!!» Смоктуновскому первым шагом необходимо ощущение целого, в которое будет вписываться
его роль, необходимо найти и сформулировать
это целое. Пометки «первого раздела» фиксировали это восприятие образа как
художественного создания, частичку сложной
общей конструкции пьесы. Образ рассматривался как своего рода фантом,
выражение авторской воли, целей и задач, как служебная фигура в композиционном
строении пьесы. Вынося
за первую страницу кратко схематично обозначенную «сердцевину» роли,
Смоктуновский постепенно шаг за шагом обрисовывал, обживал, поправлял и уточнял
все новые и новые составляющие. Вторую
группу в его записях образуют пометки, в которых Смоктуновский как бы
«забывает», что его герой — придуманный персонаж, фантом, выражение авторской
воли, — и пишет о нем, как о реально существующем человеке со своими
уникальными чертами характера, со своими вкусами и желаниями, спонтанными
реакциями и тайными расчетами. В
своем восприятии художественного образа мы, читатели и зрители, часто покидаем
плоскость эстетическую и начинаем
относиться к героям как к «живым» людям, на которых можно сердиться, в которых
можно влюбиться, с которыми можно полемизировать. Сами создатели иногда
начинают относиться к своим героям как к независимым от них созданиям,
обладающим собственной волей. Часто цитируется пушкинское восклицание о том,
что Татьяна неожиданно для него «выскочила замуж». С предельной лаконичностью
в нескольких словах Пушкин зафиксировал авторское удивление и любование
собственным персонажем, который вдруг начинает существовать по каким-то своим
законам, вне зависимости от авторских расчетов, не спрашиваясь авторской воли.
Для него, автора, персонаж тоже был в какой-то степени живым, неожиданным, непредсказуемым
человеком. |