Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! «Никакого значения письму». Так же
как выписал подтекст мышкинских фраз о Рогожине («Он пьян. Он вас очень любит»): «Он
- хороший. Он
не такой». И
очень неожиданный внутренний посыл, с каким Мышкин делает Настасье Филипповне
предложение: «Я ВАС БУДУ ВСЮ ЖИЗНЬ УВАЖАТЬ, НАСТАСЬЯ ФИЛИППОВНA». «Я ЗНАЮ, КАК ВАС МОЖНО ВЫЛЕЧИТЬ. А СЕЙЧАС ВЫГОНИТЕ ВСЕХ». Во
время репетиций он дважды подавал заявление об уходе, был уверен, что
проваливает роль. Неоднократно цитируется рассказ Смоктуновского о том, что
необходимый внутренний толчок он получил, разглядывая в толпе человека,
спокойно читавшего книгу. Толпа суетилась вокруг, а тот не замечал ничего,
погруженный в свою книгу и свои мысли. Редко рассказывается продолжение
знаменательной встречи. Смоктуновский подошел и познакомился со стоящим человеком,
филологом Сергеем Закгеймом, недавно вернувшимся из лагерей, где пробыл 17 лет.
Он потом часто обедал у Смоктуновских, говорил о Достоевском. Как вспоминает
Суламифь Михайловна Смоктуновская, «Иннокентий
Михайлович к нему приглядывался. И потом как-то сказал: кажется, я нашел
Мышкина. Какие-то жесты, манера жестикулировать что-то подсказали». И в
классическом романном Мышкине вдруг угадывали «тюремную»
пластику, дававшую особую подсветку самому свободному герою нашей сцены. Так
или иначе, но в декабре 1957 года к артисту пришла уверенность в своем видении
образа. Жена Смоктуновского, получив радостное известие, откликается в
ответном письме: «Главное, что
теперь ты убежден в своем видении, а стало быть, убедил в нем других. Большое
спасибо, что ты поделился со мной этой радостью». Картина седьмая «В
доме Рогожина». В этой
сцене меняется пульс записей Смоктуновского. Редкие пунктирные пометки сменяются горячечным потоком.
И самый ритм чередования фраз передает растерзанное состояние, лихорадочную
работу его мозга, напряжение, с каким он пытается не давать воли своим предчувствиям,
твердому тайному знанию о смертоубийственном замысле Рогожина: «Знает, что он хочет убить его. Идти к нему или
не идти? Пойти — понять». Тональность
прихода Мышкина: «Пришел к сопернику». И
самая тягостная обязанность — притворяться: «Все видит — понимает,
но прячет. Все хорошо — ничем
не выдать своего подозрения. „Даже волосок бросает
тень". Гете». Мышкин,
по мысли артиста, не подозревал Рогожина — он знал, что
с ним творится. Обостренная чуткость позволяла ему улавливать любой волосок в
чужой душе. Но эта телепатическая способность читать в других людях не приносила радости.
Этот Мышкин мучился собственным знанием и пытался заслониться от страшной
правды: |