Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Или, начав разговор с Н. Ф., рассмеялся, а
потом «Резко прошел смех». Встреча
с Н. Ф. для Мышкина — своеобразная точка зенита, момент высшего напряжения, но
и высшей ясности, когда все накопленные душевные силы обрели цель, момент
становления человека: «Ясность — успокоенность
полная — я не обманулся. Знакомство — мир
вокруг ушел. Фантасмагория какая-то. вы даже представить себе не
можете!» Потом,
много лет спустя, на встрече со зрителями
Смоктуновский откомментировал свою работу над Мышкиным: «Я понял, чего
мне не хватает; мне не хватает полного, абсолютного, божественного покоя. И на
основе этого покоя могли рождаться огромные периметры эмоциональных
захватов...». И
момент встречи с Настасьей Филипповной был для его князя Мышкина как раз той
точкой ясности и божественного спокойствия. Мышкин встречал свою судьбу, и эта
встреча освобождала его. На кипящие вокруг страсти этот Мышкин смотрел чуть со
стороны, как человек, который вошел в очарованный круг и потому отгорожен от
происходящего погружением в собственный мир: «ЧТО
ВЫ ТУТ ДЕЛАЕТЕ, ГОСПОДА???» Он
задержал руку Гани, замахнувшегося на сестру, а, получив от него пощечину, «не
отпрянул назад, а собрался, как натянутая пружина, словно приготовился к ответу». Картина шестая Мышкин
появлялся у дверей Настасьи
Филипповны, сжигаемый тревогой: «Впустят или не впустят??? ищущий
напряженный
глаз. — Только она.
Предупредить ее». Увидев
Настасью Филипповну, этот Мышкин мгновенно все забывал, смотрел на нее: «Как на портрет, созерцает ее и вот я стою
перед вами». В
дальнейшем в тетрадках ролей Смоктуновский часто будет пользоваться приемом
«потока мыслей». В моменты, когда герой молча присутствует на сцене, артист
будет подробнейшим образом расписывать его внутреннее состояние, мысли,
эмоции, создавая тем самым линию внутреннего действия. В Мышкине артист только
начинает осваивать эту технику: «Сцена смущения и неудобства. а может быть, кто-нибудь другой
есть у вас?» И
далее в сцене исповеди Настасьи Филипповны: «успокоить ее. Вырвать ее с чего вы на себя наговариваете.
тему «вещь» снять. встряхнуть ее опомнись. Боже мой, до чего довели
человека!» Смоктуновский
жил в этой сцене тревогой и болью за прекрасную и несчастную женщину, абсолютно
не задумываясь о себе, о своей
любви, о своих надеждах. На полях сцены, где Мышкин показывает письмо об ожидающем его колоссальном наследстве,
Смоктуновский пометил себе: |