Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Но для
артиста также важно, что в системе координат Достоевского Мышкин и Настасья
Филипповна — главные антагонисты и центральные
персонажи: «У Мышкина мир
прекрасен. Он начинает жизнь с верой в людей. Но приходит К ФИНАЛУ —
СХОДИТ С УМА. У Настасьи
Филипповны — мир ужасен. Н. Ф. - изверившийся человек». Картина пятая Выписав
на обложке роли: «херувимчика не нужно»,
— Смоктуновский подчеркивает в своем герое отсутствие детской наивности,
безличной доброты и благости. Так, в сцене в доме у Иволгиных он помечает: «Все предыдущие обстоятельства с
Ганей его настроили против него. Уже что-то его начинает раздражать. Даже воздух в этой комнате
какой-то особенный, необычный, — зловонный что ли... Попал в вертеп». Этот
Мышкин моментально понимал Фердыщенко
и отстранялся от него: «Очень странные вопросы задает, не открываться перед
ним». «Наивности» Мышкина, долго не
понимающего «болезни» генерала Иволгина,
Смоктуновский дает вполне рациональное объяснение: «Очень хочет узнать об отце. Самая большая заинтересованность». Его
Мышкин был настолько увлечен предметом разговора, что не сразу обращал внимание
на собеседника. И эта его внутренняя отрешенность, сосредоточенность не на
объекте, а на предмете разговора находилась в противоречии с задачей: «весь в
партнерах». Общение Мышкина было двойственным: телепатически чуткий собеседник
и человек, отрешенный от окружающих, живущий
своей тяжелой внутренней жизнью. Он то распахивался навстречу собеседнику,
то уходил от него в свой недоступный мир. И эта внутренняя жизнь была — любовь
к Н. Ф. Для Смоктуновского было важно в дробном, рассыпанном на картины и эпизоды спектакле постоянно держать
«сквозную линию роли». Перед сценой встречи с Настасьей Филипповной Смоктуновский выписывает на полях как бы
этапы пути Мышкина к Н. Ф.: «Разговор о Н. Ф. Ее портрет у генерала целовал. Ее лицо». Появление
Н. Ф. в прихожей Иволгиных для этого Мышкина: «встреча
судьбы Поражен встречей. Обалдел. Остолбенел, увидев ее. Столбняк». Смоктуновский
здесь описывает внутреннее состояние героя, но и внешнее действие. Партитура
жестов и действий, иногда с тонкими психологическими мотивировками, в этой
тетради расписана весьма подробно. Так, после приезда Настасьи Филипповны: «Вышел молча, чтобы не говорить с матерью Гани о Н. Ф. ». |