Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Переломная
репетиция в тетрадке роли осталась неотраженной. В дальнейшем Смоктуновский будет значительно более подробен. К
реплике, сцене он будет выписывать длинные внутренние монологи своего героя,
ища разнообразные, в том числе контрастные, составляющие душевного
самочувствия в данный момент, будет пытаться словами воссоздать «объем»
переживаемого момента. В тетради Мышкина обычно одна-две фразы дают скорее
пунктир внутренней жизни Мышкина «здесь и сейчас». Так,
на полях беседы с Ганей о Рогожине артист отметит тревогу, нарастающую в его
герое за незнакомую ему женщину: «Что-то тут
не ладно!!! Здесь что-то не ясно!!!» Его
герой еще не понимает, что затевается, но уже внутренне напрягся: «Как бы отразить
его план к Н. Ф. » И эта
внутренняя тревога станет постоянным фоном существования его Мышкина. В
картине четвертой у генеральши Епанчиной актер отметит в самочувствии своего
героя: «Полнейший покой и сердечность», сопряженные
с желанием «Все понять, все оценить. Как живут здесь люди». Он
рассказывал о Швейцарии, об осле. И на мгновение воспоминание сжимало болью
сердце: «Мари! Вспомнил...» Это
мгновение готовило другую —
более долгую остановку беседы. На требование дать характеристику Аглае его
Мышкин «Запнулся. Тащат из него щипцами». И
Смоктуновский предлагает неожиданное объяснение этой запинке: «Не хочется анализировать, так как разрушается
иллюзия». В
своих следующих работах Смоктуновский практически
откажется от записей, фиксирующих тот или иной жест героя или интонационную
окраску фразы. В «Мышкине» такого рода служебных пометок не очень много, но они
встречаются. Артист точно пробует разные способы работы, чтобы в дальнейшем
найти оптимально подходящий себе. Так,
на ответ Мышкина, чем поразила его красота Настасьи Филипповны («В этом
лице... страдания много»), артист помечает: «как
бы себе». То есть фиксирует, как именно Мышкин произносит эту реплику: не в диалоге, а отвечая
на внутренние вопросы. И
далее артист обозначит подтекст мышкинских слов о Настасье Филипповне,
адресованных недружелюбно настроенному к ней дамскому кружку, и в частности к
генеральше Епанчиной: «Защитить ее. Она ни в чем не виновата. Будьте
справедливой». Далее в тетрадке Смоктуновский обозначит сквозную тему роли: «ВСЮ РОЛЬ
ПОСАДИТЬ НА СТРАШНУЮ ЛЮБОВЬ К Н. Ф.». |