Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! И
только нападки на лечившего его доктора-иностранца заставили заступиться. К
словам: «О, как вы в моем случае ошибаетесь» — комментарий: «Очень серьезно. Не говорите так. Это мой друг.
Вы поймите, какой это человек. Что-де вы в людях не видите добра». И
внутренний крик его Мышкина, столкнувшегося с людской злобой: «Боже мой! Боже мой! Что же это с вами творится?» В
начале третьей картины (в прихожей Епанчина) артист дает определение
самочувствию Мышкина в прихожей богатого дома в беседе с лакеем: «ГОТОВ К ТОМУ, ЧТО ЕМУ НЕ ПОВЕРЯТ. Покой». И на
волнение слуги, не заругают ли его, что впустил ненужного посетителя: «Я ВАС НЕ ПОДВЕДУ, НЕ ВОЛНУЙТЕСЬ». Мышкин
понимает волнение слуги, входит в его тревоги. Но, как кажется, для понимания
существа Мышкина—Смоктуновского крайне существенно это обращение Мышкина к
лакею на «Вы». К
сцене с самим генералом
Епанчиным, поначалу недоверчиво встретившим своего визитера, артист выписывает
на полях вопрос: «Борьба идет за то, чтобы остаться здесь?» Смоктуновскому
необходимо найти внутреннее действие Мышкина в этой сцене. Но борьба за что-то
выгодное ему самому — абсолютно не в характере его героя. Поэтому, кажется,
предложение сквозного действия этой сцены дано в форме вопроса. И
потом артист подчеркивает строку из реплики Мышкина: «Вы с удивлением смотрите,
что я смеюсь. Я так и думал, что у нас непременно так и выйдет». И приписал
комментарий: «ИТОГ
ВСЕЙ СЦЕНЫ». В
продолжение сцены в кабинете, где Мышкин впервые видит портрет Настасьи Филипповны, актер дает
короткую пометку: «Подошел
внимательно и любопытно». И
внутреннее самочувствие его Мышкина: «Простите, что влез в разговор». Дина
Морисовна Шварц в своих воспоминаниях выделила момент работы именно над этой
сценой, как ключевой и переломный: «Решили дать роль другому артисту, который
так никогда об этом и не узнал, так как вечером того же дня Георгий
Александрович пришел на репетицию все-таки попробовать Смоктуновского. Эта
репетиция совершила решающий перелом, это был один из тех редких моментов,
когда определяется судьба большого успеха, казалось бы, в безнадежной
ситуации. Репетиция длилась очень долго, часа четыре, но Г А. целый вечер
репетировал только один эпизод — первое появление Мышкина в доме Епанчиных,
сцену, когда князь увидел портрет Настасьи Филипповны. Тут на практике был
применен метод действенного анализа, очень подробно и конкретно. В
репетиционном зале поставили два стула, на одном из них стояла фотография Нины
Ольхиной, исполнительницы роли Настасьи Филипповны, на другом сидел
Смоктуновский. Г. А. просил артиста неотрывно смотреть на портрет,
вглядываться в него и произносить один итог же текст: «В этом лице страдания
много. Особенно вот эти точки возле глаз». «Мы не уйдем отсюда, Иннокентий
Михайлович, пока вы не заплачете. Ни в коем случае не в голос, а внутренне, это
будет значить, что вы все поняли и увидели наперед трагический финал», —
примерно это говорил Г. А. И вдруг произошло чудо: артист как-то странно поднял
руку, откинувшись на спинку стула, — возникла та знаменитая пластика Смоктуновского,
которая отличала его от других артистов». |