Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! «НЕ
ВПАДАТЬ В БЛАГОСТНОСТЬ». И
рядом: «ХЕРУВИМЧИКА
НЕ НУЖНО». На приклеенных листах карандашом и
разноцветными ручками Смоктуновский выписывает
«предлагаемые обстоятельства» роли: «В ЭТОМ МИРЕ НЕВОЗМОЖНО ЖИТЬ ЧИСТОМУ ЧЕЛОВЕКУ. ЕГО
ЛОМАЮТ. ОН ПОГИБАЕТ. — Купля и продажа Н. Ф. (атмосфера). — Ритмы должны быть острыми. — Произведения Достоевского всегда начинаются с
5-го акта по накалу». И
здесь же артист дает определение собственной актерской задачи, которая сольется
со сверхзадачей его героя: «Весь в
партнерах». Играть
человека, погруженного в других, мгновенно откликающегося на малейшие
изменения в собеседнике, постоянно существующего в режиме активного
восприятия: «Жалость — любовь Мышкина. Любит жалеючи. Христос!» Каждый
собеседник для него: «Занятный человек. Что-то его
тревожит. Тогда понять его.
Помочь ему. Постичь мир!!! Увидеть лица». И
определение своего героя. Воспользовавшись терминами Михаила Чехова, можно
сказать, что именно глаза — воображаемый центр тела Мышкина. У кого-то этот
«воображаемый центр» — плечо, у кого-то — живот, у кого-то — лоб. Мышкин,
конечно, — его прозрачные, глубокие глаза. И дальше артист не раз будет
фиксировать именно взгляд героя, направления взгляда, жизнь глаз: «Ребенок с большими печальными и умными глазами». В чьем восприятии мира живет «Необычайная ясность». Картина первая На тех
же вклеенных листах Смоктуновский определяет атмосферу первой картины: сцена в
вагоне. «— Радостный едет
князь, с радостными надеждами. Безумно волнуется: столько лет не был в России. Радость
возвращения. - Достоевский —
цепь катастроф. - к концу уже войти в истерзанном смятении. Ничего
не имеет и ни на что не претендует. Вот-вот разговорится». Артист
находит неожиданный оттенок готовности Мышкина к разговору с незнакомыми попутчиками: «— Активно идет на разговор. Тем более по-русски. Он
понимает, что с ним говорят неохотно. Но продолжает говорить. Не говорить не может». Возбужденный,
счастливый самими звуками родного языка, его Мышкин охотно рассказывал о своей
болезни, о родстве с генеральшей Епанчиной. Рассказывал как своим.
Смоктуновский пометил на полях: «Рассказывает так, словно они уже все знают». И
продолжал оставаться открытым и доступным, даже когда замечал насмешки в свой
адрес: «Понял,
что они из него Петрушку сделали». |