Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! А скажите, Иннокентий
Михайлович Выбрав для постановки роман Достоевского и получив пятнадцать заявок из театра
на роль Мышкина, Георгий Товстоногов назначил на роль замечательного артиста
Пантелеймона Крымова… и
продолжал искать. Товстоногов прекрасно знал и неоднократно использовал эффект появления нового лица, за
которым не тянется шлейф предыдущих ролей, от которого никто не знает, чего
ждать и на что рассчитывать. Мышкин, по режиссерскому замыслу, должен был
именно явиться, возникнуть из ниоткуда. «О
постановке „Идиота" я думал давно, — вспоминал впоследствии Товстоногов. —
Задолго до того, как пришел в Большой драматический театр. Естественно, что в
моем воображении поселился свой Мышкин. Он занял прочное место в моих планах. Но он еще не был
реальностью. Первое, что показалось мне знакомым в никогда не виденном раньше
артисте Смоктуновском, — это его глаза. У своего Мышкина я видел такие глаза —
открытые, с чистым взглядом, проникающим вглубь». Любители
мистических соответствий, конечно, вспомнят аналогичную сцену из «Идиота» Достоевского, где Мышкин
говорит по поводу преследующих его глаз. И другую сцену, где Мышкин говорит Настасье Филипповне, что он видел
ее глаза раньше, наверное, во сне. Один коллега напутствовал: «Вам ничего не
надо играть, верьте своим
глазам, глядите — и все пойдет». Но
Смоктуновский рано понял, что только «собственной органики» для создания
образа князя, каким его замыслил автор, будет недостаточно. Достоевский писал,
что в своем герое он хотел изобразить «положительно прекрасного человека».
Однако парадокс заключался в том, что этот положительно прекрасный человек ни в
ком не вызывал желания подражать ему, быть таким же, как он. Мышкин, как это
часто бывает с героями Достоевского, был одновременно Христом и чудищем,
восхищавшим и вызывавшим чуть ли не отвращение. Самым невинным образом он
растравлял раны окружающих и держал их в постоянной тревоге, так как никто не
мог предугадать его реакцию на происходящее. Сдвоенные краски Достоевского
ставили перед актером задачу почти невыполнимую. Мессия, человек, в присутствии
которого люди становятся лучше, светлее. Но и другое: провокатор, встреча с
которым — роковая встреча, не остающаяся ни для кого безнаказанной. На
первых страницах актерского экземпляра роли Мышкина первые
предложения-пристрелки к роли: |