Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Когда фильм вышел на экраны, в ряду писем-откликов сохранилось одно неожиданное письмо
Любови Яковлевны Дрыновой из города Щигры: «В девичестве моя фамилия Фарбер, у
меня был единственный брат. В 1941
г. он служил в Каменск-Подольске, с первых дней войны от него не пришло никакой весточки. Он погиб, при
каких обстоятельствах не знаю,
да и вы не можете знать. Я прошу только ответить, кто явился образом солдата
Фарбера, был ли он в самом деле взят с настоящего солдата. Удивительно — мой
брат также носил очки, небольшого роста и не только по характеру, но и внешне
образ, созданный вами, так похож на брата...». Как восклицал небезызвестный Мастер в легендарном романе
по схожему поводу: «О, как я все угадал!» Правда, актеру ничего не надо было
угадывать. Что-то освободилось в артисте: лирическое, личное соприкосновение с
ролью, возможность привнести в образ себя, свои переживания, наблюдения,
открывала иные горизонты. Живая жизнь подсказывала решения неожиданные и убедительные. Через несколько лет Олег Ефремов сыграет в Борисе
Бороздине («Вечно живые») свой вариант молодого человека из этого, почти
выбитого войной поколения. Ефремов сыграет в интеллигентном чистом московском юноше Борисе
Бороздине свой идеал. Он знал
своего героя, как знают старшего брата, предмет восхищения и обожания. Смоктуновский знал Фарбера, как знают
собственную руку. Он знал, как поведет себя Фарбер в тех или иных
обстоятельствах, среагирует на те или иные
слова, он знал, как тот спит, ест, слушает музыку, как разговаривает со своими
подчиненными и с военным начальством...
Тихий еврей-очкарик, имеющий звание лейтенанта и мужество встать на партсобрании и сказать в лицо старшему
по званию: «Вы — трус», — был
новым лицом на киноэкране. Автор повести Виктор Некрасов позднее скажет об актере:
«Смоктуновский еще не был Гамлетом. Но он был Фарбером. Моим Фарберовским.
Правдивым до предела». «Ключом к профессии» назовет Смоктуновский эту роль
позднее, и не случайно именно
Фарбер станет пропуском к Мышкину. Князь Мышкин
— И. М., вы кого-нибудь из актеров ставите вровень с собой? -Нет. — Когда это чувство появилось? — С момента рождения Мышкина. Такой тишины в зрительном зале,
такой власти над зрителем, какую я испытал в Мышкине, и в Париже, и в
Ленинграде, и в Лондоне, — я не знаю ни у одного актера. |