Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! «Да, да она меня любит». Да,
это так. Артист
обвел эти слова в рамочку, как окончательный итог раздумий героя: понял,
поколебался, уверился в их истинности. И тут же понял, как меняет и затрудняет
это знание его общение с Рогожиным: «Боже, как здесь много всего. Дурак я! Досадует на
себя». Сцена
с Рогожиным расписана Смоктуновским с большей подробностью и свободой, чем
предыдущие сцены. В ней больше видения ситуации не со стороны, но изнутри.
Актер точно «почувствовал» Мышкина и уже
свободен в описаниях перепадов настроений,
сменяющих друг друга внахлест противоречивых
желаний и озарений, во вспышках провидческой чуткости и слабости Далее Смоктуновский фиксирует еще одну
составляющую самочувствия Мышкина: его тянет прочь отсюда, и одновременно
здесь держит его сумятица, его любовь, его тревога. На слова «Не хотел я ехать
сюда! Я хотел все это здешнее забыть, из сердца прочь вырвать. Ну, прощай»
комментарий: «Не может уйти». Он
рассказывает о крестике, который купил у солдата, рассказывает как бы
мимоходом, только бы не молчать. И предложение Рогожина поменяться крестами
застает врасплох. На полях: «Медленно
понять». И
когда Рогожин ставит точки над i: «Чтоб не убить тебя», внутренняя сдвоенная реакция: «Уже давно
знает. Да что ты!!!?» Артист
как бы видит ситуацию с нескольких точек зрения: со стороны, когда замечает,
что его Мышкин «знает». И изнутри, когда идет впрямую реакция Мышкина: да что
ты?! Разница точек оценки дает необходимый
объем восприятия ситуации, многомерную плотность существования в образе. Картина восьмая Шаг за
шагом, не пропуская ни одного поворота, прослеживает артист постепенную утрату внутреннего спокойствия,
гармонии и уверенности. Его Мышкин терзается тоской, тревогой, недоволен
собой. На слова монолога князя: «Мне надо видеть ее сейчас. Но я слово дал,
что не за тем приехал. Только увидеть ее! Где она? Где?» — комментарий: «Всем сердцем: Боже, какой я подлец». Мышкин
мучит себя угрызениями совести за естественнейшее желание увидеть женщину,
которую любит, о которой тревожится. И тот же разрывающий диссонанс чувств в
твердом знании, что это Рогожин его преследует, хочет убить, и в нежелании
думать об этом. На реплику Мышкина: «Эти глаза, они здесь... Вот они опять!
Где я? Кто это? Пар-фен, не верю!" — пометка: |