Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Растянутое
«у» передаст внутренние слезы. Так же как нехарактерно для Смоктуновского
подробно расписанный жест: «Вытирает слезы как ребенок от
уха к внешнему веку тыльной стороной ладони». Впоследствии
он придет к уверенности, что правильно найденное душевное самочувствие само определит нужный жест, и перестанет
специально помечать их в своих записях. И
последняя пометка к этой картине определит тональность состояния Мышкина в «Аглаином царстве»: «Слава
богу
— счастлив предельно». Первый
и последний раз. Картина десятая Роза Сирота,
вспоминая процесс работы, выделяла репетиции
именно этой сцены: «Смоктуновский настойчиво в последний период
работы над ролью требовал: „Скажи, какой он? Дай форму! » Репетиции шли нервно, он мучительно искал пластику, а я не
могла, да и не хотела форсировать рождение этого таинственного существа, уж очень необычен и
многообещающ был зародыш, и вот на репетиции сцены „Скамейка" вдруг
появился странный наклон головы, необычный ракурс, вывернулось колено,
беспомощно повисли руки, нервно
задрожал голос — родился Мышкин и стал жить по своим неведомым законам». Первая
пометка определяет эмоциональное состояние героя: «Уже начинает уходить ощущение
мира. не может спокойно жить, когда кругом так много зла и плохого». Еще ничего не случилось, он пришел на свидание, назначенное любимой
девушкой. Но счастья и мира уже нет. Собственное счастье неизбежно окажется
несчастьем для других: «Как только появляются надежды
на счастье, тотчас появляется образ Н.Ф.». С
первой ноты артист начинает эту тему «жалости», которая выше любви. Жалости,
которая не позволит купить собственное счастье ценой несчастья любящей и страдающей женщины. Чем дороже
Аглая, чем ближе и возможнее их любовь, тем больше тревога: «Зачем она позвала?!» И,
проснувшись и увидев над собой Аглаю, а не ту, другую, чье присутствие ощущал во сне, почувствует мгновенное
облегчение: «Это хорошо, что
это Вы». Смоктуновский, расписывая любовную сцену с Аглаей, дает общую формулу любовной сцены: «ЧТО ТАКОЕ ИГРАТЬ ЛЮБОВНУЮ СЦЕНУ — ЭТО ИГРАТЬ ЕГО-ЕЕ. ЧТО
С НИМ, ЧТО С НЕЙ». И дает словесные описания происходящего «с ним»: теплая волна,
которая накатывает от близости любимого существа, растворение в любимой,
абсолютный и полный покой, безмятежная, чисто физическая радость от ее
присутствия: |