Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! «Любит неотрывно. Смотрит — покой. Непрерывное ожидание счастья, За это прячет свою любовь
Мышкин». Он
слушает и не слышит, воспринимает скорее
не ее фразы, но тон. На ее возмущение дурными отзывами о нем: «Если про вас
говорят: болен иногда умом — то это несправедливо» — Смоктуновский помечает «Поблагодарить
ее
взглядом». И
единственное, чего он не хочет и чего боится, — темы Настасьи Филипповны: «Избегает темы Н. Ф. Обходить этот вопрос». Его
Мышкин вполне сознательно пытался уклониться от неприятных тем, но и от тем стишком интимных, от тем, которые
заставляют делать какие-то следующие шаги на пути, которого жаждет и которого
боится. Когда Аглая называла его письмо — любовным, и Мышкин переспрашивал:
«Мое письмо любовное?», — Смоктуновский дал неожиданный подтекст этому
вопросу: «ВОТ ВСЕ ТО, ЧТО МЕНЯ ПУГАЕТ». Не
недоумение, не возражение, но испуг перед
внезапно открывающейся бездной, к которой стремительно приближаются и он и
Аглая. Страшно выйти за пределы четко очерченного круга нежности, обожания,
восхищения в абсолютно иной мир: любовной страсти. Ужас этого перехода,
грозящего разрушить счастливое душевное равновесие. Ему жаль любящую его
девушку, жаль безмерно: «Как вы побледнели». И
внутренняя страшная догадка-предвидение: «Я ЕЙ ПРИЧИНЮ СТРАШНУЮ БОЛЬ». И тут Смоктуновский находит
неожиданный образ отношения Мышкина к Аглае, вдруг резко переводя любовную
сцену в иной план и регистр: «Аглая — это страдание человеческое». И
всезатопляющая нежность к этой страдающей ревностью и гордостью девушке уже
больше, чем влюбленность. Тем более что в нем живет предчувствие, что ничего не
выйдет, потому что в самой глубине души: «Н. Ф. — над всем этим». На
полях реплик Мышкина,
объясняющего Аглае, что он уже не любит Настасью Филипповну («О, я любил ее, очень любил, но потом ...
потом она все угадала. Что мне только жаль ее, что я уже не люблю
ее...»), короткий комментарий Смоктуновского: «Самоуверение». И
дальше один из немногочисленных в тетрадях Смоктуновского общий совет по
строительству роли: «Самое главное удовольствие зрительного зала — угадывать. Входит одним — вышел другим: закон каждой сцены». Короткая
конспективная форма записи двух важных правил, которыми Смоктуновский будет руководствоваться
в дальнейшем, позволяет предположить, что перед нами записи советов Г. А.
Товстоногова актерам, прежде всего дебютанту в его театре — исполнителю
главной роли князя Мышкина. Понятно, что Смоктуновскому не было необходимости помечать на полях,
является ли та или иная фраза
собственной находкой или подсказкой режиссера. Он не оставил записей, позволяющих
судить о том, какую роль сыграл
тот или иной режиссер в его артистическом формировании. Heт сомнений, что рождение артиста
Смоктуновского во многом обусловлено работой с Товстоноговым, чью роль в
формировании его творческой техники трудно переоценить. И косвенным
подтверждением этому служит значительное количество оставшихся в актерской
тетради Мышкина советов-наблюдений по технологии актерского творчества,
подсказок не только для конкретных сцен и ситуаций, но указаний общего плана,
показывающих, что на репетициях «Идиота» шел процесс учебы артиста у режиссера-мастера,
не просто готовилась роль — шлифовалось мастерство. |