Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Товстоногов
позднее вспоминал о репетициях: «Мы все — Смоктуновский, мой помощник по спектаклю режиссер Роза Сирота и я — пробирались к главному зерну
роли постепенно. На первом этапе работы мы пережили много трудностей. И. М.
после особых условий киносъемок вначале
не схватывал протяженной, непрерывной жизни в образе. Но, обладая тончайшей
артистической натурой — инструментом на редкость чутким и трепетным, — он
преодолел грозившие ему
опасности. Мы
искали вместе и радовались каждой находке. Режиссер испытывает особую радость,
когда сталкивается с актером не только исполнительным, но импровизатором.
Смоктуновский такой артист. Получив мысль, он подхватывает ее на ходу и возвращает обогащенной новым
качеством. Тогда-то и возникает не только взаимопонимание, но и взаимотворчество. Сколько
раз за время репетиций наш будущий Мышкин открывал нам его в новых душевных
поворотах! Как дороги были неожиданные интонации, детали, не предусмотренные заранее...». Картина одиннадцатая «Обе поднялись
и, бледные, смотрели друг на друга». В этой
картине Мышкин был скорее не действующим лицом, а страдательным. Вообще,
героям Смоктуновского часто будет выпадать эта страдательная роль: свидетеля
событий. Или точнее: их катализатора. Смоктуновский сыграл в Мышкине драму
человека-катализатора, который всюду, где ни появляется, ускоряет течение
событий, меняя накал происходящего, заставляет окружающих раскрываться с неожиданной
стороны. В этой сцене Мышкина делили самые дорогие ему женщины, все больнее и больнее раня друг друга.
Беспомощный, лишенный возможности вмешаться, он тем не менее был главным лицом
в этой сцене — зритель-судья, к которому апеллируют обе стороны. Практически лишенный реплик, тихо стоящий
в стороне, его Мышкин мог только слушать и проживать происходящее: «Просить глазами Аглаю, чтобы она прекратила Такое ужасное поведение. Потерял дар речи — хотеть
сказать и мочь сказать. За что? Почему все на одну ее??» Кирилл
Лавров вспоминал о репетиции этой сцены: «Смоктуновский должен был просто
стоять в углу и слушать, как его „делят" Аглая с Настасьей Филипповной. И
все эти пятнадцать минут его молчания мы не могли оторвать от него глаз...». То
есть внутренний крик Мышкина был внятен зрительному залу. Бившиеся в нем боль, страх, сострадание, не выраженные
словами, жестами, мимикой, тем не менее передавались зрителям. |