Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Кинувшись
вслед за Аглаей, его Мышкин возвращался к протянувшей за ним руки Настасье Филипповне «Аглая, вы видите, что я не ногу идти с вами. Ведь она же убьет себя! » Картина двенадцатая Дина
Морисовна Шварц писала о проходах Смоктуновского—Мышкина
по авансцене: «Когда князь Мышкин проходил по авансцене один (такая мизансцена
была установлена Г. А. Товстоноговым на протяжении всего спектакля, между
картинами) и, внезапно пораженный какой-то мыслью, останавливался и смотрел в
зал, как бы спрашивая у каждого из нас ответа или хотя бы совета, тут был шок,
именно то „замирание", что выше аплодисментов, смеха, плача (...) Так в
последний раз он вошел в дом Парфена Рогожина — „Мрачно ты сидишь"». Последнюю картину в доме у Рогожина Смоктуновский начинает пометками: «Тупик. Безвыходность. Казнь человека». Татьяна
Доронина потом вспоминала, что эту финальную сцену оба артиста — Иннокентий
Смоктуновский и Евгений Лебедев — «играли замедленно и с той идеальной
сценической простотой, которая всегда почиталась на театре, как высшее
проявление драматического таланта». Он появлялся в доме Рогожина в состоянии
внутренней отрешенности: «Полный покой». Однако
это не был покой душевного равновесия, это был покой приближающегося
сумасшествия, постепенного отключения от окружающего мира. Тема разлада с действительностью усиливалась «Сумасшествие — исчезновение
конкретных логических суждений. Полное столкновение с
реальностью. Уходит мысль». Смоктуновский
искал характерные внешние черты и приемы
передачи душевной болезни Мышкина. Специально ездил в психлечебницу,
посмотреть «формы поведения душевнобольных». Результат был неожиданный. Артист
позднее вспоминал, как поразит
его один больной: «Он говорил так разумно и доказательно, что мне стало стыдно и неловко за то, что мы (я и врачи) проводим какой-то эксперимент
над здоровым и разумным человеком». Наверное, так же мог отреагировать на
ситуацию и оценить ее Мышкин. Именно Мышкин мог рассказать о стыде
«использовать другого человека», о превращении человека в объект. Постепенно,
шаг за шагом происходило то, о чем впоследствии артист скажет: «Мышкин изменил
меня чисто человечески». Его Мышкин приходил не судить, не выяснять, не требовать, но понять: «Жажда понять: как же это может
быть?????» Он
спрашивал Рогожина о Настасье Филипповне, и уже знал, предчувствовал страшный
ответ: |