Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! «Не может быть! Не может быть!» На
вопрос: «Где же Настасья Филипповна?» — пометка: «Не сводить вопрошающего
взгляда. Мышкин в этой картине
требовательный, волевой». Татьяна
Доронина так описывала эту сцену: «Рыдали зрители, а эти двое — Лебедев и Смоктуновский — были конкретны,
точны, собранны, поэтому выразительны необыкновенно. „Опасаюсь я, Лев Николаевич,
что ты дрожишь-то", — говорил Рогожин-Лебедев, глядя в застывшее, бледное
лицо Мышкина-Смоктуновского. И опасался вместе с ним — весь зал, и тишина была
в зале такая, словно и нет никого, дыханья не было слышно, „затаенное
дыханье" всех зрителей, одно состояние у всех. А потом шепот, но как крик,
как кнут с размаху на спину каждого: „Ходит!" — реплика Жени. Я смотрела
эту сцену на всех спектаклях, и воздействовала она каждый раз, как впервые, —
завораживающе». Писавшие
потом о спектакле будут широко пользоваться библейской символикой, говоря о Мышкине—Смоктуновском. Возникнет образ
«весны света», души, принявшей смертные муки, искупление греха. В пометках
Смоктуновского в последней картине появляются слова: «казнь человека», «грех»,
«душа». На полях разговора с Рогожиным: «Рогожин — о бытовых вещах,
Мышкин - о душе, о грехе, о добре, о зле Какую еще муку человек на себя
принял!? Как ты мог?? Как ты мог??» И там,
у тела Настасьи Филипповны, этот
Мышкин «Понял, что произошло
с Рогожиным и что происходит». Из
разных сцен спектакля для многих важнейшей стала сцена с ножом. В тетради
вопрос «Чем ты ее? Ножом? Тем самым?» — сопровождается пометкой: «Как ты мог? Не может быть, чтобы ты с тех
пор готовил это убийство». И
узнав, как это произошло, Мышкин-Смоктуновский
замирал. И дальше: «„Это внутреннее кровоизлияние называется, это я
знаю", — говорил князь, сползая со стула,
слабея и возвращаясь в то состояние, что в Швейцарии его так мучило — в
безумие, — от этого мира уходит!». Последняя
ремарка: «Рогожин начинает бормотать громко, резко и бессвязно. Князь садится с
ним рядом, гладя волосы Рогожина, тихо улыбаясь». Известно
изречение, что иногда произведение мастера отделяет одну эпоху в искусстве от
другой. Роль Мышкина стала переломной не только в актерской судьбе Иннокентия
Смоктуновского, но в судьбе отечественного театра второй половины XX века. И эти изменения отчетливо
стали ясны именно на премьере «Идиота» в БДТ 31 декабря 1957 года. Спектакль
Товстоногова открывал новую страницу истории БДТ. |