Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Кажется,
совсем недавно прошла образцовая «Оптимистическая
трагедия», постановка большого стиля социалистического реализма: монументальный,
ясный, жесткий, прекрасный спектакль. Стройная спокойная женщина в белой блузке появлялась среди пугающей,
нагло-веселой, равнодушно-циничной толпы матросов. За Комиссара, какой его
играла Лебзак, было страшно: сейчас надвинется эта иррациональная, темная,
безграмотная масса — и сомнет, растопчет.
Вроде было понятно, как надо читать этот спектакль, как оценивать противников.
Но сам спектакль был сложнее плакатного
деления на «врагов» и «своих». В «Оптимистической трагедии» в БДТ жило
ощущение революции как разбуженной стихии, в которой крутятся люди-щепки, но и
люди-дубы, и никому не выплыть. Камертоном спектакля становились авторские слова о том, что эти люди ушли и не
вернулись. Никто... На цветастом ханском ковре, развалившись, сидел Вожак
(Толубеев), человек-глыба, и глушил водку из огромного трактирного самовара.
Вожак и Комиссар оказывались в
спектакле Товстоногова странно срифмованными: чудо и чудовище, душа и плоть,
разум и стихия, Европа и Азия. Полярности, дополняющие и проясняющие друг
друга, оба обреченные смерти. Победительный,
удачливый, сильный, необыкновенно
рациональный человек Георгий Товстоногов, как никакой другой режиссер его
поколения, был восприимчив к стихийным началам человеческого существования,
выявлял радость и восторг разгула стихийных сил и трагедию разрушения и гибели
от этого разгула; остро
чувствовал и умел воплотить прелесть и высоту людей обреченных, особое цветение
жизни «бездны на краю», то особое напряжение сил, когда душа стремится прожить в краткий отпущенный срок весь
запас мыслей, сил и впечатлений,
который был дан на долгую-долгую жизнь. Скитальчество
и обреченность в спектаклях Товстоногова
переплетались друг с другом. Крутилась спираль дороги в
«Оптимистической трагедии», и по ней уходил обреченный полк. Стучал и плыл
вагон, которым не то из Швейцарии, не то с края света князь Мышкин ехал навстречу
своей судьбе. Притягательность «лучу света в темном царстве» (будь то Комиссар
или Мышкин) придает именно его, луча, недолговечность и незащищенность. Миг —
и сомкнётся тьма. В
«Оптимистической трагедии», спектакле-реквиеме, Товстоногов прощался с уходящим
стилем. «Идиот» открывал новый поворот его режиссерской судьбы. На подаренном
Смоктуновскому экземпляре книги «О профессии режиссера» Г. А. Товстоногов
написал: «Дорогому Кеше Смоктуновскому в память о нашем „Идиоте", который
сыграл столь великую роль в жизни нас обоих». |