Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Определенность
и жесткость линий сменила импрессионистическая светотень. В мерцающем, зыбком
мареве возникла фигура высокого зябнущего человека в рыжеватом плаще и мятой
шляпе, неуместных в российские холода. У зрителей возникало странное чувство,
что они знают и понимают этого Мышкина, как родного, как можно понимать самых
близких людей: по дрожанию губ, по прищуру глаз, по малозаметному жесту. В
появившихся почти одновременно с премьерой БДТ «Идиотах» в Театре Вахтангова и
на киноэкране Н. Гриценко и Ю. Яковлев создали свои варианты образа князя
Мышкина. При очевидном несходстве обеих трактовок, Гриценко и Яковлев совпадали в главном: оба играли Мышкина добрым, слабым
человеком. Гриценко больше подчеркивал болезненность князя, Яковлев — его
доброту и благость. Но в обоих вариантах князь Мышкин был реальным земным
человеком, одним из тех, кого можно встретить на улице или в зрительном зале.
Иннокентий Смоктуновский играл человека небывалого, невозможного. На сцене БДТ
жил и действовал свободный человек. Он поступал, как подсказывал внутренний
голос, не заботясь, как это соотносится с нормами и правилами существования.
Он жил, не подчиняясь жизненному укладу, но и не борясь с ним. Он жил вне и
помимо. Шел по жизни, не касаясь земли. Пришелец из неведомых миров, существо
абсолютно иноприродное, с другой группой крови, с иным составом генов. Актерскую
технику Смоктуновского в князе Мышкине можно было бы назвать импрессионизмом:
роль как бы не имела единого выписанного контура, а строилась на отдельных
мазках, впускала в себя воздух, была свободна от жесткой закрепленности, и,
казалось, каждую минуту жила в трепетном изменении. Недаром тот же Н. Я. Берковский
нашел поразительные слова для ее определения: «„весна света", та самая
ранняя весна, что начинается в воздухе, в освещении и предшествует весне воды,
весне зверей и леса, а потом и человека». Критик уловил эту дымку
неопределенности, невыписанности: все только угадывается. Каждый зритель
угадывает своего Мышкина, наполняет его своими мыслями и настроениями,
содержанием. В
рецензиях на спектакль возникли имена великих неврастеников Моисси, Орленева,
Михаила Чехова. Герой трагической судьбы, но без трагического характера снова
возник на театральных подмостках. Иррациональный, исступленный, сумрачный мир
Достоевского, где любовь сплетена с ненавистью, святость с пороком, гордость с
юродством,— возник на сцене. Герой, лишенный привычной ясности, победительности,
силы, — слабый, обреченный становился «весной обетованной». |