Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! По
замечанию автора одной из лучших работ о Смоктуновском Елены Горфункель: «Во
впечатлениях зрителей фигура Мышкина как бы разбивалась на составляющие ее:
удлиненные руки с крупными ладонями и тонкими пальцами, которыми он, „точно
благословляя", открывал двери; неприбранная голова, соединенная с
туловищем напряженной, словно неверно устроенной шеей; тяжелые ноги, делающие
осторожные и мягкие шаги, примериваясь к собственному ходу…» К этому
добавлялся «голос неуправляемый, без нажимов, курсивов, повелительности или
дидактики, — интонации вырывались сами собой, „от сердца", лишенные всякой
предумышленности. В этом тоненьком, не совсем установившемся теноре есть
призвук детскости». Запоминались
не слова и речи, а интонация и тембр, ломкость фраз и дыхание между словами.
Годы спустя Анатолий Эфрос скажет о его роли Иванова, что самые сильные моменты
роли — молчаливые, «иногда в зале и сам начинаешь почти физически ощущать, что
на сцене чувствует этот Иванов». Это можно было сказать и о Мышкине. В памяти
оставались мизансцены: Мышкин у печки греет длинные руки; Мышкин загораживает
собой от Гани его сестру и, получив удар по лицу, остается стоять с
раскинутыми руками... Много
писалось об импровизационности его манеры игры. Высказывались предположения,
что артист сам безвольно отдавался течению роли. Однако сыгравшая Аглаю
Наталья Тенякова рассказывала мне о высочайшей технике артиста и полном
контроле над собой, позволявшем ему делать на сцене труднейшие вещи: «Довольно
скоро после моего поступления в БДТ возобновляли „Идиота". Меня ввели на
роль Аглаи. Причем на ввод дали буквально одни сутки. Мы прошли мизансцены, но
не было ни одной репетиции... Вечером спектакль, и состояние у меня было
полуобморочное (посл е спектакля
меня-таки пришлось откачивать). Идет сцена с Мышкиным, и я чувствую, что в
глазах темнеет, и я буквально не знаю, что говорить и что делать. Единственное
желание — немедленно уйти со сцены. Это понимает Смоктуновский... И тогда в
пол-оборота к зрителям он начинает шептать одной частью губ: „Все хорошо, ты
молодец. А теперь резко встань, теперь повернись и т. д." А по щеке,
обращенной к зрителям, у него льются слезы... А другой половиной лица,
обращенной ко мне, он мне суфлирует... И благодаря его помощи я провела весь
спектакль... Никто ничего не заметил...». |