Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Зрительские
отклики на «Идиота» могут составить
большую книгу: письма, телеграммы, открытки, вырванные страницы дневников. Писали
интеллектуалы, театралы, писали люди от искусства далекие. Писали домохозяйки
и школьники, инженеры и шоферы. Писали люди разных возрастов и жизненного
опыта. Писали те, для кого встреча с Мышкиным стала событием личным. Писали те,
кто о Мышкине знал только понаслышке. Писали студентки, оклеивающие стены
общежития портретами актера («На обложке театрального справочника была
напечатана Ваша фотография. Наиболее экспансивные из студенток опустошили
газетные киоски, и теперь в комнатах общежития, на стенах, на тумбочках всюду
одинаковое Ваше изображение» (из письма преподавательницы педагогического
института)). Письмо
Смоктуновскому после просмотра «Идиота» отправила вдова Михаила Булгакова:
«Милый Иннокентий Михайлович, благодарю Вас, благодарю. Все слова кажутся мне
жалкими, чтобы выразить то наслаждение, которое я испытала вчера, глядя на
князя Мышкина. Любимого князя Мышкина, о котором я думала, что никто никогда не сумеет быть им. А Вы сумели. И за это я благодарю Вас,
как ни глупо это звучит. Елена Булгакова». Мышкин
стал для актера чем-то большим, чем роль, даже чем любимая роль. Когда Донатас
Банионис пришлет письмо о том, что ему хочется посмотреть Мышкина,
Смоктуновский ответит, что приезжать не стоит, в роли появились штампы, и
теперь это только тень прежнего образа. Интонации
Мышкина, его манеры прочно вошли в бытовое поведение Смоктуновского, одних
умиляя, других раздражая.
Мышкинская интонация, мышкинская пластика,
мышкинская манера общения с людьми будут возникать в самые разные
моменты житейского поведения Смоктуновского, но он никогда не будет
эксплуатировать найденный рисунок в своих следующих работах. При том, что
память о Мышкине будет определять отношение к любым ролям: иногда по сходству,
иногда от противного. В одном из интервью он обмолвился: «Другие роли, как бы хороши
или дурны они ни были, всегда
находились под влиянием этого удивительного образа. И если дело совсем не шло,
то, значит, я на какое-то время терял связь с ним...». Наконец в своей
последней книге «Быть» Смоктуновский подведет итоги своего профессионального
пути: «Если говорить откровенно, ни одна моя работа, ни до, ни после, не
подошла даже близко к этому уровню. К сожалению, это правда!!!» |