Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Царь
Федор Иоаннович
— В Малом театре вы сыграли царя
Федора Ио-анновича. Что вас привело к этому образу? —
Незнание. Мне казалось, что он душевными качествами близок к Мышкину. Я ошибся. В нем все другое.
Он иной. Не раскаиваюсь, что взялся за этот материал, но не мог предположить,
что будет столь трудно с ним, иначе не притронулся бы, так как его сложность
во многом превосходит интерес работы над ним. Из интервью И.
Смоктуновского Роль царя Федора актер сыграл через
семь лет после второй редакции Мышкина, почти пятнадцать отделяло его от
премьеры «Идиота». Уйдя из БДТ, Смоктуновский сосредоточился на работе в кино,
сыграв Гамлета, Куликова, Деточкина, Чайковского и еще десятки ролей. Собственно приглашение сыграть Гамлета и
было непосредственным поводом ухода от Товстоногова. Разобраться же во внутренних мотивах разрыва столь
счастливо начатого творческого союза, боюсь, уже никому не удастся. Говоря о
Смоктуновском, многие его коллеги до сих пор убеждены: не надо было уходить от
Товстоногова. Остался бы — и еще не такие роли, как Мышкин, сыграл бы!
Действительно, главный режиссер Советского Союза и первый актер — сочетание
импонирующее. Хотя Смоктуновского никогда не называли «актером Товстоногова»,
скорее уж, отмечали отличия его актерской манеры от стиля БДТ. Да и как бы
вписался в этот жесткий режиссерский театр (при всей крупности
индивидуальностей, составляющих актерский ансамбль БДТ) актер-самоучка, актер,
который годами не выходил на театральные подмостки, предпочитая им кино,
актер, воевавший с режиссерами и считавший их губителями актерских дарований,
актер-премьер, всегда тянувший «одеяло на себя», актер-солист, всегда и везде
выделявшийся из любого ансамбля?.. Ситуация ухода Смоктуновского из БДТ прекрасно дешифруется в традиционных
романтических ключах: возник ниоткуда, сыграл великую роль, и варианты: умер,
исчез, ушел. И уход из БДТ тогда прочитывается как замена ухода окончательного
и бесповоротного. Ее вписывали и в бессмертную летопись театральных интриг,
отметив черным крестом булгаковского Регистра:
зависть, ревность, конкуренция.
«В БДТ по его поводу был целый консилиум,
что таких актеров без образования мы не должны держать в рядах нашего
театра. Там же на Мышкина было подано пятнадцать заявок. Все считали, что они
могут, а тут какой-то
незнакомец. Какой-то чужой элемент.
Они говорили, что в Мышкине он играет самого
себя, и ничего другого сыграть не сможет. А тут начались разговоры о Чацком
(Товстоногов хотел пробовать его на эту роль). Козинцев пригласил его на роль
Гамлета без всяких проб. И тут же пошло возмущение: нельзя играть в кино и БДТ
одновременно (при том, что многие актеры БДТ успешно работали в кино). Ну,
Иннокентий Михайлович тут же ушел. Он был очень независимым человеком.
„Неужели я буду что-то доказывать на их худсоветах, да я лучше фотографом буду
или плакаты рисовать пойду!"». И Смоктуновский сделал очередной нелогичный и неотразимый «ход судьбы»
— совсем ушел из Большого
драматического. |