Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Анализ актерских тетрадей открывает
«строительные леса», при помощи которых
творится «человеко-роль». Ольга Егошина разгадывает особенности
этой творческой природы, — при парадоксальности внутренних ходов в подготовке
их Смоктуновский бесконечно подробен, для него нет
мелочей и пустяков. Он доверяет своей интуиции, неожиданно сопрягая далековатые
понятия, — так в триумфальный момент мерзкой жизни
его Иудушки возникает ассоциация с салютам Победы 9 мая 45 года. Он пишет так,
как дышит, — при там, что
дыхание его ни на чье не похоже. Метод, каким сочиняются актерские записи, заодно открывает характер
творческой личности, способ ее самостроения. В сотворении сценического образа —
насколько это видно по «строительным лесам» — Смоктуновский редко идет ют
себя». Тут он, скорее, следует не за авторам системы, а за Михаилам Чеховым, который идею своего учителя всячески
оспаривал. Подобно Чехову, Смоктуновский про «себя», конечно, помнит, но стремится проникнуть в
иной, гораздо более мощный творческий источник, который покоится в творческом
воображении актера. Этот источник актеры зорко охраняют, никого туда не пускают
и в мемуарах своих обходят его
стороной. В ту заповедную страну, какую открывают тетради Смоктуновского,
театроведы и критики редко умеют войти.
Ольга Егошина туда проникла и постаралась прочитать записи актера тем же
способам, каким они сочинялись. Не
торопясь, не задыхаясь от восторга. С чувствам исторической дистанции и с ясным пониманием того, что записи
эти придется читать, перечитывать и осмысливать еще много лет, постепенно
проникая в «замысел упрямый». Анатолий Смелянасий Памяти моего отца Владимира Сергеевича Егошина посвящается Вместо мысли, которая и так всем ясна,
поставить загадку, которую не решить вовеки, ибо только тайна является не
просто сутью профессии, но и сутью самой земной жизни. Томас Манн Предисловие
Cвои актерские ТЕТРАДИ Иннокентий Смоктуновский отдал
в рукописный отдел Музея Бахрушина в конце 80-х годов. В Описях архива
Смоктуновского его тетради числятся вместе с другими архивными документами: рукописями книг «Время добрых
надежд» и «Быть», письмами,
канцелярскими справками, статьями, самодельными альбомами, подаренными почитателями к юбилеям, программками,
фотографиями, телеграммами... Князь Мышкин в спектакле «Идиот» БДТ в постановке Г. Товстоногова. Царь Федор в спектакле
«Царь Федор Иоаннович» в Малом театре в постановке Б. Равенских. Иванов в
спектакле «Иванов» в МХА'Г в постановке О. Ефремова... Дорн, Иудушка Головлев,
Часовщик из «Кремлевских курантов», 4-й член ЦК РКП(б) из «Так победим!»... В
картонных манках пожелтевшие листки с текстами ролей, исписанные на полях
торопливым знакомым почерком, и каждая папка — как запечатанный сосуд,
хранящий своего джина. |