Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Артист Иннокентий Михайлович Смоктуновский успел при
жизни издать несколько книг. У него бит что поведать миру не только про
Харьков. Его голос, его интонация и судьба стали важной частью нашего самосознания
в послесталинские времена. Смоктуновский многое успел рассказать сам, немало
вспомнили о нем его товарищи по сцене и экрану. Несколько превосходных книг
сочинили театроведы и критики. Все это в совокупности, казалось бы, освобождает
от необходимости еще одной книги об актере. Та» не менее такую - то есть
действительно необходимую - книгу вы держите сейчас в руках, и она займет свое особое место в огромной
'Смоктуновской литературе». Новизна связана со счастливым случаем. Автор книги Ольга
Егошина изучит и впервые представила
театральному сообществу актерские тетради Смоктуновского. Это не
мемуары или письма, рассчитанные
на восприятие современника или потомка. Эти записи Иннокентий Михайлович делал исключительно для
самого себя, готовясь, репетируя или даже играя некоторые свои крупнейшие роли.
Он вел эти записи несколько десятилетий, фиксируя, подобно тончайшей мембране,
все колебания чувств и мыслей,
связанных с чуда» зарождения, закрепления
и самостоятельного бытия того или иного сценического характера. Каждый
актер в той или иной мере этот процесс проходит,
редкие артисты способны зафиксировать его на бумаге, и уж совсем счастливый случай, когда открывается возможность
подгляда в святая святых крупнейшего национального актера. Книга «Игра с
движущимися зеркалами. (Актерские
тетради Иннокентия Смоктуновского)» дает возможность заглянуть в
душевно-психологическую лабораторию художника, который не озабочен ни своей
посмертной легендой, ни тем, как он будет выглядеть в глазах потенциального
читателя. Тут нет и следа актерской
рисовки, позы, дешевки или кокетливого заглядывания
в историческое зеркало. Не знаю, сознавал ли Иннокентий Михайлович огромную ценность своих
писательско-актерских опытов, — скорее это сознавши сотрудники Бахрушинки, когда уговорили его загодя, еще при жизни,
передать свои тетради в Музей. Он это сделал, — и теперь исследователь, в свой час побывавший
молодым зрителем его ролей, смог провести нас по следам того, как сочинялась
роль царя Федора Иоанновича, как Смоктуновский понимал и чувствован чеховского
Иванова или ткал паутину душевного
подполья Иудушки Головлева. За каждым из этих этапных для отечественной сцены
созданий стоят годы труда и сотворчества с режиссерами разной квалификации.
Перед нами раскрывается (или остается занимательным вопросам), что в размышлениях
актера идет от Равенских, Ефремова или Додина, а что является его собственным
изобретением, продуктам его, Смоктуновского, творческого воображения и вали,
способными вступить в глубочайший диалог с вымышленным литературным образам и
в конце концов сотворить небывалое сценическое существо, которое Станиславский
называл "человеко-ролью". |