Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Москвинский
Федор с круглыми наивными глазами, смотревшими прямо в душу, оказывался
насильно втянутым в противоречия политической борьбы. Москвин играл очень
русского, близкого, понятного «царя-мужичка», по определению Н. Е. Эфроса. В.
М. Волькенштейн в своей книге приводит высказывание Станиславского: «В „Царе
Федоре" главное действующее лицо — народ, страдающий народ... И страшно добрый, желающий ему добра царь. Но
доброта не годится». Это ощущение собственного бессилия, собственной слабости, того, что «доброта не годится»,
— разламывало душу Федора—Москвина. Во всех рецензиях отмечались его детское
всхлипывание на вопросе: «Я царь или не царь?» — и бескрасочный, опустошенный
голос в финальном монологе: «Моей, моей виною случилось все...». Вспоминая
о подступах к Федору, Смоктуновский отметит: «Видел Москвина на кинопленке. Хотел сыграть
противоположное Москвину». Елена
Дангулова, присутствовавшая на репетициях Бориса Равенских, отмечала:
«Смоктуновский пришел в Малый театр, уже зная, как будет играть Федора. Вот
каким поначалу был его Федор: изможденное, не смуглое, а именно потемневшее от
болезни лицо, жидкая бородка, горячечные глаза... Взгляд вроде бы и
внимательный, но мимо, поверх собеседника, взгляд в себя... Сламывается походка, словно каждый
шаг отдается болью. Лицо сведено судорогой. Руки как бы пытаются схватиться за
воздух...» Трактовка
актера шла вразрез с общей режиссерской концепцией спектакля. Борис Равенскнх
видел в Федоре человека прекрасного духом и телом, мудреца, мыслителя и
гуманиста. Ставить спектакль о царе, который слаб плотью и духом, считал не
увлекательным и не своевременным. Репетировать
на сцене начали сразу в готовых декорациях, но без закрепленных мизансцен.
Равенских объяснял, что «готовая декорация — это раз навсегда закрепленное пространственное
решение спектакля. Его нельзя заменить, его надо обживать. Оно организует не
только пластическое решение, но и требует
от актеров определенного душевного настроя». Как свидетельствует Елена
Дангулова, «поначалу многих актеров смущало решение художника Е. Куманькова».
Идеальное Берендеево царство — терема, купола, церкви, красивые лица, красочные
одежды — весьма напоминало оперные «боярские пьесы». «Особенно убедительными
были доводы Смоктуновского: „Вся мировая сцена борется за сантиметры, чтобы
приблизиться к зрителю, а мы сознательно отдаляем его от себя"...». |