Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Но
образ Деточкина в размышлениях о Федоре не возникнет, опыт смешения комических
и драматических элементов не будет использован, актер, вопреки автору,
решительно откажется от комической подсветки своего Федора. Как, впрочем, не
раз отказывались до него другие
исполнители этой роли. Пожалуй, только
в описаниях Федора, каким он виделся А П. Ленскому, можно угадать ласковую
усмешку, добрую иронию, близкую Алексею Толстому. А П. Ленский, за два года до
спектакля МХТ хлопоча об отмене цензурного запрета, писал: «Он является перед
зрителем не в торжественной обстановке приема послов и царской думы, не в
полном царском облачении, а именно в своей простой домашней обстановке, со
своей Аринушкой, тут же вышивающей на пяльцах; в этом знакомом каждому москвичу
тесном, жарко натопленном покойнике, с
пузатой печкой, занимающей добрую четверть комнаты, с этим запахом лампадного
масла и ладана, словом: со всем тем, что окружало некогда православного русского царя. И на этом-то
благочестивом, стародавнем, словно из потускневшего золота, фоне воспроизвести
симпатичный всепрощающий образ „царя-ангела", как его называли». Ленскому
пьесу так и не дали поставить. Вышедшие
в роли Федора почти одновременно после разрешения постановки пьесы Алексея
Толстого для МХТ и Суворинского театра, Иван Москвин и Павел Орленев заложили традиции трактовки образа,
которым с вариациями, диктуемыми
актерской индивидуальностью, следовали другие исполнители (за Москвиным —
Качалов, Хмелев, Добронравов; за Орленевым — Михаил Чехов). Одна из самых часто цитировавшихся характеристик
орленевского Федора звучит так: «Если с Федора снять дорогой парчовый кафтан,
шапку Мономаха и одеть в серенький и поношенный костюм современного покроя, и царский посох заменить тросточкой, его
речь, его страдания останутся теми же, так же понятными нам и симпатичными.
Этот средневековый самодержец — тип современного неврастеника чистейшей воды.
Те же порывы к добру и та же слабость в осуществлении их, те же вспышки
необузданного гнева и та же неспособность негодовать...». Орленев играл
трагедию самопознания и разочарования в себе. Запоминалась долгая пауза
размышления, когда Федор колебался отпустить Бориса или согласиться на арест Шуйских. Чтобы подкрепить решение, Федор
молился: губы беззвучно шептали слова, лицо прояснялось, становилось спокойным и сосредоточенным: «Я в этом
на себя возьму ответ». Когда после Федора Орленеву предложили роль князя
Мышкина, артист отказался, боясь самоповтора. |