Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Костюм,
удлиняющий рост: длинная белая
рубаха с вырезанным расшитым воротом; бледное лицо, нервная подвижность
длинных рук с тонкими изящно вылепленными пальцами, Федор Смоктуновского казался сошедшим с древнерусской
иконы. Скамейки с маленькими ножками,
приземистая утварь вокруг подчеркивали высокий рост, так же, как и русская
рубаха с вырезанным воротом. Внешне
Федор-Смоктуновский гармонировал с общим духом постановки, воссоздающей не столько исторический быт времен
правления Федора, сколько былинную Русь теремов, колоколов, боярских бород.
Среди красавцев и красавиц в стилизованных национальных костюмах царь, как
определит на полях артист в акте, где впервые появляется Федор: «философ, мыслитель, мистик.». Смоктуновский
довольно решительно отошел в своей трактовке роли от черт святого юродивого.
Он искал мужественность во внешнем облике, но особенно подчеркивал душевную
крепость и высоту своего героя. Однако эта высота отнюдь не была дарована Божьей
благодатью, не была «прирожденной заслугой», по выражению Томаса Манна, как
это было у Федора—Москвина. С тем Федором, действительно, пребывало
благословение, простота его была от Бога. Федор
Смоктуновского был во многом сыном грозного отца. Он унаследовал от Иоанна
царственность облика и поведения, но и темный гул крови («сын от плоти и крови»). Слова Клешнина о Федоре: «Ты, батюшка, был от
молодых ногтей // суров и крут и сердцем непреклонен. // Когда себе что
положил на мысль, // так уж поставишь на своем, хоть там весь свет трещи», — и
для Алексея Толстого, и для всех предыдущих исполнителей этой роли были лишь
политической расчетливой спекуляцией на чувстве вины, постоянно преследующей
царя. Они звучали явной клеветой, своей грубой обнаженностью подчеркивающей
доброту, нерешительность, кротость Федора. Смоктуновский первым предположил,
что в этих словах есть определенная правда. Федор Смоктуновского знал за собой эти черты, знал опасность
пробуждения отцовского гнева, отцовской подозрительности, отцовской жажды
крови, знал искушение поднимающейся изнутри темной силы. И боролся с нею, как
мог. По свидетельству критика, «таинственным образом он будто выводит тень
Грозного вместе с собой на сцену, она в нем, и вдруг проступает сквозь мягкие черты лица сына: подтягивается и
твердеет нижняя губа, линия рта старчески опускается углами, делается костистым лицо. Федор Иоаннович поворачивается
спиной, и мы видим вдруг сутулую, сухую спину старика — руки уперлись в
поясницу, поддерживают потерявший устойчивость корпус, непослушные ноги
суетливо ищут опору...». |