Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Федор
выходил слегка возбужденным. Свой первый выход в сцене ПАЛАТА В ЦАРСКОМ ТЕРЕМЕ
актер предваряет записью дум, которыми жил Федор во время возвращения на коне
из монастыря: «ЕДУ НА ЛОШАДКЕ, А ДУМА-ТО ОДНА — ПРИМИРИТЬ ВСЕХ». Ни на прогулке, ни с Ириной, ни за столом, ни в его келье не покидали этого Федора
государственные дела и заботы. В отличие от всех ранее сыгранных Федоров,
Смоктуновский играл Федора-царя, имеющего главное качество государственного
деятеля — царскую государственную мысль. Он жил царской мыслью, и каждая
мелочь с этой мыслью связывалась и резонировала. Федор
появлялся впервые на сцене, озадаченный поведением своего коня, пытался,
расспрашивая стремянного, понять причину: была ли это случайность, или чьи-то
козни, или недобрый знак («Стремянный! Отчего конь подо мной вздыбился?»).
Федор останавливался в дверях и с минуту стоял, опустив голову, не в силах
оправиться от потрясения. Огромным усилием воли справлялся с собой. Для
Смоктуновского поведение Федора в этой сцене — ключ к характеру, к поведению в
ситуациях куда более серьезных и неясных. Для него важно, как его герой
преодолевает отцовскую подозрительность. В реплике Федора: «Самого меня он испугал (!)», — слово «самого»
подчеркнуто артистом и вставлен восклицательный знак вместо точки, а на полях
вопрос: «Ой ли?? Не знаю,
так ли это?» И
далее: «Допрос слуги и анализ: это было
именно так?» Федор
Смоктуновского подозревал коня. Но был и еще оттенок: Федор с подозрением
относился и к себе. Тень безумия
витала где-то рядом, и царю
было необходимо убедиться и в
собственной адекватности: «Анализ — это было именно так?» Он
дотошно выяснял обстоятельства дела, убеждался, что все происходило
естественно, что виноватых нет. И после рассуждения принимал решение: «Простить коня». С
самого начала Смоктуновский задавал Федору медленный и напряженный ритм
глубокого раздумья. Федор был погружен в собственные думы, неторопливо приглядываясь к происходящему. Окружавшие его люди
точно знали, что они хотят, добивались желаемого, были стремительны и напористы. Царь говорил тихим ломким
голосом, боясь расплескать свой внутренний мир, замутить душевный строй живущей
рядом злобой и смутой: «Сложность Достоевского. Все вовнутрь». Рассказ
Федора о том, «как славно трезвонят у Андронья. Я хочу послать за тем
пономарем, чтоб он мне показал, как он трезвонит», сопровожден пометкой
актера: |