Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! «Колоколам отдать дань — мир
прекрасного. Как вспомнить детство». «Специально ездил слушать пономаря». Федор
стучал ногтем по золотому подносу, извлекая, как воспоминание, эхо
колокольного звона. Композитор
Георгий Свиридов написал к спектаклю три песнопения-молитвы: «Богородица,
Дево, радуйся», «Ты, любовь, ты,
любовь святая, от начала ты гонима, кровью политая», «Горе тебе, убогая душа».
Пела молитвы капелла Александра Юрлова. Был слышен дальний благовест
колоколов, песенная мелодия умиротворяла бушующие страсти, напоминая о вышнем
мире. Для режиссера Равенских было важно, что Федор с детства был окружен
церковным пением, которое любил Иоанн Грозный, важно было, что до того, как
стать царем, Федор, «безматерная сирота», хоронил убитого отцом брата.
Равенских на репетициях вводил еще один мотив: он убеждал артиста, что Федор
сам был приговорен отцом к смертной казни, а потом помилован. Об этом говорилось
на репетициях, но сам артист упоминает о прошлом Федора только раз в связи с
колоколами, создающими образ беспечального детства (напомним, что для Москвина
именно частое посещение церковных служб в кремлевских соборах в детстве,
любовь к церковному пению и колокольному звону помогли найти ход к Федору). Слова
Годунова, сообщившего о своем желании примириться с Шуйским, попадают в
сердцевину царских раздумий и вызывают в Федоре взлет радостной энергии.
Смоктуновский пишет на полях комментарий: «ЭТО МОЯ БОЛЬ, БОЛЬ И ЗАБОТА. ХРИСТОС БЫЛ АКТИВЕН К
ИСТИНЕ». И
дальше неожиданный переход к сегодняшнему дню: «ЕСЛИ КОММУНИСТЫ НЕ ВОЗЬМУТ НИЧЕГО ИЗ РЕЛИГИИ — ИМ
БУДЕТ ХУДО». На
слова «Когда ж я доживу, что вместе все одной Руси лишь будут сторонники»
помета: «Сверхзадача - ступень
по-мужски зацепил, засек». Смоктуновский крайне редко записывает
«мизансцены тела»: нет помет, указывающих, сидит Федор во время той или иной
реплики, стоит, что держит в руках... Отмеченный жест обычно имеет особое,
небытовое, значение. Так, радость от желания Бориса примириться с противником
подчеркнута жестом: «Царская милость — взлет
руки впервые», — на слова:
«Ни-ни! Ты этого, Борис, не разумеешь! // Ты ведай там, как знаешь, государство,
// ты в том горазд, а здесь я больше смыслю, // здесь надо ведать сердце
человека!.. // Я завтра ж помирю вас». И далее на полях: |