Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! «Не показуха. Глубоко, сложно и
тонко. Если я не помирюсь
с Шуйским, у Руси не будет
равновесия сил. И следующий НЕОБХОДИМЕЙШИЙ
ЭТАП — МИТЮ В МОСКВУ». Здесь
Федор, по Смоктуновскому, ведет себя как государственный деятель,
рассчитывающий на несколько ходов вперед. Федор в этой сцене противопоставляет
хитроумным и корыстным расчетам Годунова государственную необходимость и
царскую мысль о земле русской. И уже с освобожденным сердцем шутит с
женой, дразня ее красотой Мстиславской; Федор, по ремарке драматурга, обнимает
ее, утешая («Родимая моя! Бесценная! Я пошутил с тобою»), Смоктуновский комментирует
на полях: «Очень-очень скупо: ни мычания,
ни прижимания. ,,Моя" —
совсем не плотско. Веду ее по кругу.
Свободно и просто. Ведет ЦАРЬ. ЦАРЬ изволит! ЦАРЬ гуляет» [царь в тетради прописными
буквами]. Для
Орленева была важна именно мужская, страстная любовь Федора к Ирине, для
Москвина — домашняя, семейная привязанность давно женатых людей. Смоктуновский
выносил отношения Ирины и Федора в область чистой нежности и бесплотности.
Ирину играла Галина Кирюшина: тонкое иконописное лицо, с вечным испугом в
глазах, плавные неслышные движения: «инокиня-царица». Наталья Крымова писала:
«Он все время стремится к ее рукам, в ее руки... И, кажется, лишь Ирине
известно про Федора все: и то, почему лучезарная улыбка мгновенно сменяется
тяжелым, тусклым взглядом, а нервный подъем — внезапной усталостью, и как
опасны эти минуты, когда ватным становится тело и надо скорее подхватить,
уложить Федора Иоанновича на скамью и оградить его от посторонних». Судьба
сплетает странные узлы: за две недели до смерти Смоктуновский узнал, что его
давняя партнерша, с которой давно не виделись и не общались, смертельно больна.
Позвонил ей в больницу, вспоминали «Федора». Наверное, вспоминали и рассказы
Равенских о том, что умер Федор, держа за руку свою Ирину и улыбаясь. Кирюшина
пережила Смоктуновского всего на несколько дней. В
финале первой сцены актер дает формулу: «Сверхзадача:
„что ж с землею будет?"». «Неправильная» вопросительная
формулировка сверхзадачи роли подчеркнет главное в Федоре: не деятель, но
мыслитель. Его существование подчинено одной огромной заботе: «Вы знали о моей муке вот видите, как
молитва доходит до таких суровых сердец, даже как у Бориса! вот такой сюрприз. |