Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Вся подготовка серьезна — дело жизни,
народа, Руси. Мне это дело провернуть надо. Сверхзадача — ступень
к главному сквозному действию: что ж с землею БУДЕТ?» Все
вокруг преследуют свои интересы, цели, он один со своей тревогой, которую
некому понять и разделить, один со своими опасениями и темными пророческими
предчувствиями. Действие второе. Сцена ЦАРСКАЯ ПАЛАТА На полях
беседы царя с митрополитом Дионисием, архиепископами Варлаамом и Иовом, Борисом
Годуновым о примирении Годунова с Шуйским актер снова подчеркивает: «Не благостно. Нет! Активно,
опять-таки по-мужски. Даже оттенки голосов к Дионисию и Борису различны. К Борису очень
доверчив, прост и серьезен. Нигде ни одного сюсюка. Просто и внимательно слушает
владыку. Очень-очень достойно. Не лезть к
ним. Пусть они ко мне». ЦАРЬ
разговаривал со своими боярами, сподвижниками и слугами, умея находить к
каждому свой подход и свою манеру разговора, нигде не теряя достоинства
владыки. И далее: «С Петровичем
(Клешниным) просто, по-своему, грубо. Дядька». Рядом
с нападками Клешнина на Нагих и Шуйских помета: «Стыдно за него, ах, как стыдно, поэтому
впроброс» («Негоже ты, Петрович, говоришь. Они дядья царевичу,
Петрович!» и «Полно, полно! Мне Митя брат, ему ж дядья Нагие, так ты при мне
порочить их не смей!»). Нестерпимый «стыд за другого», заставлявший страдать
Мышкина, живет и в Федоре. Больше всего он боится в чем-то показать свое
превосходство над собеседником. Не учить, не укорять, не возвышаться над рядом
стоящим, но умалить себя, чтобы не смущать людей рядом — постоянное внутреннее
движение Федора. Сцена
с Шуйским сопровождена редкой у Смоктуновского пометкой: «Шуйский необходим российскому
государству! Вместо князя Ивана Петровича — Евгений
Валерьевич (Евгений Самойлов. — О.Е.). Наивнее!!! Доверчивее!!! Любит его, хотя
это и Самойлов!» Тут
ироническое сближение-разведение актера и
образа: чувств Федора и самого артиста. Два плана действия: пьесы и
сцены. Федор на сцене «любит» Шуйского и видит в нем опору государства. Артист
Смоктуновский видит входящего артиста Евгения Валерьевича Самойлова.
Обыгрывается это раздвоение зрения: сценического и реального. На полях сцены
увещания Федором князя Ивана Петровича, где он ссылается на Священное Писание,
актер откомментировал внутренний посыл: |