Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Как
обозначил Смоктуновский стиль игры: «Я играю не ноты, но философию». Иначе
говоря, не слова автора, но все то огромное, человеческое, общее, что за
словами. В
последней сцене «ПЛОЩАДЬ ПЕРЕД АРХАНГЕЛЬСКИМ СОБОРОМ» царь стоит на коленях
перед собором и взывает к отцу («Ты царствовать умел! Наставь меня!»): «Последний привет отцу доброму.
Клятва на остатке веры». Федор
с момента появления уже не похож на себя. «Все
вовнутрь из-за того, что посадил Шуйских», — помечает артист.
Когда к нему кидается дочь Шуйского, то
артист помечает: «Посмотреть на нее оттуда». Гнев отошел, он чувствует себя виноватым и
ждет дурных известий. Он кидается к вестнику, рассказывающему о смерти Шуйского
в петле. «Услышав, что князь Иван Петрович Шуйский „петлей удавился", и сразу поняв, что не удавился, а
удавлен, и убийца вот он, князь Туренин, пришедший с известием, тут, забыв и
себя, и свою веру в добро, и свою „светлую должность", закричит: „Палачей!
Поставить плаху здесь, перед крыльцом!"».
У него еще есть силы требовать расследования, обвинять и гневаться.
Рассказ о падении царевича на нож точно перерезает нить жизни. Силы оставляют
царя. Кровавая волна сбивает с ног беспомощность, гнев и неизбывное чувство
вины: «Не верю. Перевешаю всех вас. Вправду? Хочешь послать ты в
Углич Шуйского. Расторможенность». Уверенность
и мудрость государственного деятеля оставляют Федора: «Вина-вина, моя вина». Снова,
помечает Смоктуновский: «Взял все на
себя». Только ноша оказалась неподъемной. Подкашиваются ноги. Плохо
видят глаза. Мутится разум. Вместо светлого правителя — жалкий калека («Да я
последний в роде — последний я»): «Нет более князей варяжского
царствующего года. Подумайте люди — кто вам нужен!!! Совести — России — Любви». «Мы видим, как отказывают, подгибаются ноги
Федора. Мучительно пытается царь сделать хоть несколько шагов. Ноги больше не
ходят, не стоят даже. И беспомощно сидя на земле, он старательно накрывает их
подолом рубахи, натягивает его, прячет с глаз долой это ставшее беспомощным
тело». «Я
путаюсь, я правду от неправды не в силах отличить» (артист выписывает на полях
«Я путаюсь»). И возле вопроса к
Ирине: «Что ж делать мне, Арина?» —
помечает: «Крупнее вопрос». Не
совет о непосредственном поступке, но вопрос, что делать со своей жизнью? Как
жить дальше? Мутится разум, отказывает «видение» людей, больше нет сил нести
ответственность, впереди беспросветный мрак. |