Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! И
последняя запись: «Катастрофа идеи —
крах». В последнем покаянном
монологе уже отходит от земли («Моею, моей виной случилось все. А я хотел
добра, Арина! Я хотел всех согласить, все сгладить — Боже, Боже! За что меня поставил ты царем!»). По мысли драматурга,
Федор отстранялся от царских дел, по Смоктуновскому — уходил от жизни. В
нелепой позе у ног Ирины затихал царь Федор. Хор пел молитву о Страшном суде,
написанную Свиридовым по мелодиям старинных крюковых распевов: «Горе тебе,
убогая душа...». И в
конце тетрадки как итог работы по разным линиям роли: «Отношение к Богу, Мите, Шуйскому, Ирине, Годунову, Женщине, Детям, Добру, Правде, Народу. Времени. К доброму Малому театру: крючочек-петелька». Смоктуновский так до конца и не
принял романтическую приподнятость, патетику,
оперный размах «Царя Федора Иоанновича» в Малом театре. Незадолго до
генерального прогона он обратился к труппе с предложением спектакль снять как
несоответствующий художественным требованиям Малого театра. Он был недоволен собой, своим Федором, но имел
претензии и к спектаклю в целом. «Я высказал все, что думаю об этой затее, о
себе, о режиссуре, о товарищах в
трагическом этом походе. Наступила тишина. Товарищи молчали, и это не было согласием, увы». Равенских со снятием
согласился, но предложил отыграть
генеральную, чтобы спектакль мог
посмотреть художественный совет:
«Тогда уж совершенно будет очевидно, что не получилось. Без прогона нечем будет
мотивировать». Генеральные прошли успешно, спектакль был горячо принят
публикой, особенно выделяли исполнение Смоктуновского. Сам
артист так и не почувствовал себя удовлетворенным своим исполнением. В
интервью, данном после премьеры, Смоктуновский
говорил о том, что спектакль Малого театра слишком помпезен, ему видится
постановка более камерная. Через год повторил: «Вот уже около восьмидесяти раз
выходил я на сцену Малого театра в образе царя Федора Иоанновича. И все-таки
нет на душе покоя, столь
необходимого для этой непростой работы». Проиграв Федора меньше двух лет,
Смоктуновский покинет Малый театр, войдя в труппу Художественного театра. Спектакль останется в репертуаре, а
роль Федора в течение четверти века будет успешно играть Юрий Соломин. При
поступлении во МХАТ Смоктуновский обговорит одним из условий постановку «Царя
Федора Иоанновича», где он должен был быть режиссером, который при помощи
Владлена Давыдова восстановит мхатовский спектакль 1898 года по режиссерским партитурам Станиславского
и воспоминаниям участников спектакля. Замысел не удался, остановился еще в
репетиционном периоде, но само намерение достаточно красноречиво. |