Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Он
придет во МХАТ на предполагаемую постановку «Царя Федора Иоанновича» и уйдет из
жизни, репетируя Бориса Годунова в пьесе Пушкина. Иванов
Образ Иванова выстроен на
редкость трудоемко, и «протащить, проволочь» эту роль в спектакле ох как
непросто: в глазах круги, руки проделывают
какие-то странные «тремоло», очень хочется сесть, а не можешь — из одного
конца гримуборной державно этак
вышагиваешь словно на шарнирах, и наши
добрые друзья-костюмеры ухитряются стаскивать
прилипшую к тебе мокрую рубаху. И ты, как рыба, выброшенная на лед, немножко
подхватываешь воздух и не сразу соображаешь, если тебя о чем-нибудь спрашивают
в этот момент. И. Смоктуновский Выбор «Иванова» был для руководителя
Художественного театра закономерным. Чем же возрождать МХАТ, как не Чеховым? И
собственно опыт обращения к чеховской драматургии в «Современнике» уже был
пройден. Тем не менее, постановка «Иванова» была воспринята как начало новой
линии в режиссерской судьбе Олега Ефремова. Историк МХАТа, пользуясь классическими определениями
Станиславского, мог бы назвать спектакль переходом от «общественно-политической
линии» к линии «интуиции и чувства». В постановке «Иванова» центр тяжести был
перенесен с рассмотрения политических, общественных, социальных проблем на
проблемы экзистенциальные. В чем смысл жизни? Что такое потеря этого смысла?
Или, как записано Смоктуновским на
первой странице тетрадки роли Иванова: «Как сохранить себя в этом нашем
мире??? За что ухватиться, чтобы жить». Вопросы
бытийственные обычно «камуфлировались», а чаще подменялись в постановках
Ефремова проблемами социальными, положение «человека в мире» определялось его
гражданской, политической позицией и активностью. В «Иванове» Ефремова интересовали проблемы иного круга: чем
жить, зачем жить. Как сохраниться в этом мире, в этой жизни, что удерживает
человека, что сохраняет в нем «человека»? На
обложке тетрадки с ролью Николая Иванова первая запись: «И. М.
Смоктуновскому 26 декабря 1975 года. Ефремов». Ниже
цитата (уже рукой Смоктуновского) о режиссерском подходе к работе: «Давайте прогреем, глубоко прогреем, но не обожжем, слегка. О. Н. Ефремов». В
«Чайке», поставленной в «Современнике», Ефремов именно «обжигал» чеховских
героев в тигле недоверия, пристрастия, отрицания... Чеховская лирика, чеховский
воздух в этом спектакле оказывались «выпаренными».
Несимпатичные, раздраженные люди истерично выясняли путаные взаимоотношения, обрушивая друг на друга перечень
болей, бед и обид. Ефремов смотрел на
чеховских героев отстраненный безжалостным
взглядом, судил их с высоты
нравственного императива. Пристрастную проверку чеховские персонажи не
выдерживали. Ефремов ставил спектакль о людях, проваливших экзамен жизни: они
оказывались недостойными собственного таланта. Он не прощал Треплеву, Тригорину, Аркадиной, Нине их уступки
болоту пошлости ежедневной жизни, лишал их человеческой значительности. Это был
ефремовский вариант «жестокого Чехова», довольно распространенного в чеховских
постановках тех лет. |