Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! «Иванов»
во МХАТе открывал новое
понимание Чехова, осторожный, бережный подход к Чехову-классику, где главным
оказывалось стремление «не смять» резкой трактовкой авторские акценты. Ефремов
открывал «Иванова» как пьесу метафизическую: «Пьеса о смерти, о
разрушительных тенденциях в природе человека. Крик о том, как все мы
бездуховно живем, и думаем, что живем». В
интервью конца 90-х Ефремов вспомнит, как, поехав в Ленинград, он остановился в
новой квартире Александра Володина:
«Полный кавардак, на дверях еще нет ручек. Мы с хозяином крепко выпили, и он
меня уложил спать в какой-то комнате. А у меня была в тот момент по жизни
какая-то пиковая, безвыходная ситуация:
не разрешали ставить
пьесы, которые хотелось, шла катавасия в „Современнике". Словом, был такой
сгусток всего. Ночью проснулся, очнулся, надо было выйти. Подошел, ищу дверь, а
ручек-то нет. В темноте вожу руками по
стенам. А комната была еще не
обставленная, пустая. Когда обшарил все, то вдруг отчетливо понял, что я в
тюрьме, в камере. И почувствовал себя счастливым. Я подумал: „Господи, ну
кончились все мытарства...". Мне не надо ничего делать, не надо дергаться.
Я вдруг освободится. Вот именно
в тюрьме, в камере я ощутил себя свободным, и какой-то невероятно счастливый
заснул... Потому что больше всего человек устает от ответственности». Кажется, что рассказанный эпизод собственной жизни вполне мог стать
лирическим мостком к «уставшему» чеховскому герою, надорвавшемуся от
взваленной на себя ответственности и нашедшему выход в самоубийстве. Выход в
смерть был Ефремову понятен, как была близка и понятна усталость от самим же
взваленного груза, усталость от окруживших, чего-то требующих и ждущих от тебя
людей, которым нечего дать (несколько лет спустя Ефремов сыграет Зилова в
«Утиной охоте» - вариант тех же проблем на современном материале). Когда-то
сурово осудивший героев «Чайки», Ефремов взял Николая Иванова под защиту.
Прежде всего от актера, который Иванова должен был играть. В отличие от
Мышкина, Гамлета, царя Федора, Иванов не слишком импонировал Смоктуновскому. В опубликованных стенограммах
репетиций, ведшихся Г. Ю. Бродской, сохранились диалоги артиста с Олегом Ефремовым: «Иванов - чудовище, звероящер». И далее:
«Как вызвать симпатию к нему? Этот материал непреодолим». Ефремов предложил:
«Доказывай, что он чудовище. А я буду доказывать, что нет». Встреча двух
подходов, двух отношений и пониманий образа давала необходимый объем, далекий
от простого деления на «хорошего» и «плохого» человека. |