Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Ефремов
ставил спектакль о драме
крупного человека, особенного, уникального. Спектакль шаг за шагом исследовал
путь, по которому прошел Иванов, вплоть до самоубийства. Перед артистом стояла задача прожить каждый поворот
этого пути, едва заметные остановки, мгновения передышки, те внутренние и
внешние толчки, которые подталкивали или
отклоняли его героя от финального выстрела. Тетрадка
роли Иванова исписана с редкой даже для Смоктуновского плотностью. Разными ручками (синими, голубыми, черными), карандашом.
Исписана на полях, на обложке, на обороте. Фразы идут одна за другой, иногда
написаны вертикально, иногда набросаны наспех под утлом. В отличие от
режиссерских экземпляров, актерские тетрадки Смоктуновского отнюдь не
подразумевают цельное решение как отдельных сцен, так и роли в целом. Смоктуновский как бы «рыхлит почву» роли, разминает ее. Фразы кидаются как зерна
в землю: что-то пропадет, что-то прорастет.
Иногда записи касаются предельно конкретного состояния героя в данный
момент, иногда это размышления общефилософского характера, иногда это
подходящая цитата или стихотворение, найденное по созвучию с душевной жизнью
его персонажа. Самый ритм фраз диктует напряженность этой душевной жизни. Метод
работы над ролью Смоктуновского можно назвать «методом Плюшкина»: как
легендарный гоголевский герой, артист аккуратно собирает все мельчайшие
частички, детальки, подробности, накапливая груду разнородного и причудливого
материала. Роль не столько «высекается», сколько складывается. И складывается
не из цельных фрагментов, кусков, решенных сцен, а из мозаичных кусочков,
прослаивается какими-то почти
незаметными ингредиентами. Смоктуновский «рисует» своего героя импрессионистическими мазками; воздухом вокруг создается впечатление «объема»,
насыщенности, движения, постоянной вибрации. Напряженная душевная жизнь,
мимолетные мысли, капризы, прихотливые изменения чувств, разнородных ощущений
— все это Смоктуновский фиксирует с дотошной тщательностью, оставляя за
пределами тетради все мизансценические подробности, всю партитуру жестов.
Обладая, по свидетельству работавших с ним режиссеров, необыкновенной памятью
на мизансцены, Смоктуновский никогда не фиксировал их в своих записях. Так же
как не фиксировал найденные жесты, мимику, интонации. Как и в «Царе Федоре»,
практически нет записей: откуда вышел, куда сел, что держит в руках. Роль
строится и запоминается не по мизансценам, не по партитуре жестов. Роль строится
развитием внутренней логики характера, точнейшим образом расписанной «нотной
записью» мелодии душевной жизни. |