Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Герой
точно рассматривался театром и актером с применением разных оптик:
то под микроскопом, то с высоты птичьего полета. Как абсолютно уникальный
индивидуум, но и как характеристический тип интеллигента, пораженного общим недугом:
параличом воли, потерей цели и смысла собственной деятельности, без которых
существование оказывается невозможным: «О
ЖИЗНИ БЕЗ ИДЕИ. НЕВОЗМОЖНОСТЬ ЭТОГО — КАЧЕСТВО РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА, РУССКОГО ИНТЕЛЛИГЕНТА. Нужна идея!!! Народ русский — богоносец — его не понять; его поверить ни эмоцией, ни
разумом нельзя. Полное разочарование в мужике. Земство: 1) дороги; 2) тяжбы о меже, о кусочке земли; 3) рациональное ведение ХОЗЯЙСТВА». На
первых страницах тетрадки с
ролью Смоктуновский набрасывает круг разнообразных интересов героя: идейное
служение народу, земская деятельность, хозяйствование на земле и т.д. Для
развития действия пьесы отношения Иванова к мужику или земству не важны. Но
они необходимы актеру для понимания «истории» героя, пусть оставшейся за
скобками у самого Чехова в его пьесе. Можно сказать, что для Смоктуновского
особенно важны «неважные» подробности, которые потом не войдут в спектакль, но
их отзвук даст необходимую глубину вскользь
брошенным фразам об общественной деятельности Иванова. Актер ищет манки для себя, пытается влезть в душу к малосимпатичному и не слишком понятному человеку. Пристрелки
к роли дают объем проблем, пока сформулированных
общими «первыми» словами, но с первого же шага не дающими «простых»
объяснений характера: «Всех понимаю, поодиночке, но всех: и боркина — будь деятельным, фронт работ обширный; и Сарру — она к нему (останься, будь прежним, это легко); и Львова - ЗАЙМИТЕСЬ женой; и дядю — я дал бы тебе жить в Париже, и где хочешь Бежит от всего этого все первое действие». Смоктуновский
с самого начала ставит своего героя в положение человека, обороняющегося от
окруживших его и зависящих от него людей. Каждый что-то хочет и требует, он
понимает законность этих требований, но не может им соответствовать. Он с самого начала фиксирует особое
положение своего героя в пьесе: особняком и над всеми. Всех понимает; для всех
загадка. Задает ритм существования персонажа: «Бежит от всех». В
записях ролей Смоктуновского, как правило, герой обозначается третьим лицом
(«он»). И это понятно. «Я» приходит позднее, слияние с образом редко происходит с первых же шагов. В «Иванове»
с первой страницы мгновенные (в пределах одной строчки) переходы от безличного
«он» к «я» и обратно. В приведенном выше абзаце «всех понимаю», но
тут же «бежит» (выделено мной. – О.Е). |