Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! В
других записях сразу «я»: «Как же мне выбраться из этой ситуации бездействия
Гамлета?» «Выстрел в конце должен быть неожиданным. От
невеселой жизни моей что-то
хотелось бы сказать» (выделено
мной. — О. Е). Выстрел
— как последнее слово миру, последний ответ. В
своеобразном «предисловии» к роли Смоктуновский намечает перспективу роли к
финальному выстрелу, втягивает в круг своего внимания черты героя, оставленные
«за скобками» пьесы, намечает проблемное поле, делает первые попытки удобно
пристроиться к «штанге» характера Иванова. Наконец, дает характеристику манере
будущего исполнения: на первой странице тетради записано предложение Ефремова
к актерам: «ЕСЛИ БЫ НА КАЖДОМ СПЕКТАКЛЕ ВСЕ ИМПРОВИЗАЦИОННО,
ПО-НОВОМУ. ВОТ УЖ БЫЛА БЫ РАДОСТЬ». И
комментарий Смоктуновского: «Порадуем. Порадуем. Это обещаю». Обещание
сдержал. Позднее отмечал, что в «Иванове» «в каждом представлении приходилось
безотчетно менять мизансцены; то есть не совсем безотчетно: эта минута этого
спектакля требовала выстраивать внешнюю жизнь моего персонажа таким вот
образом, однако эта же сцена, но в другой раз могла заставить не только быть
где-то в другом месте, но и по сути, по
настрою, по степени эмоциональной возбудимости совсем не походить на ту, что
была вчера или когда-то раньше». Действие первое Смоктуновский
определил общее настроение первой сцены: «Закат — тревога». И
дальше: «Закат — эти отсветы, эта настороженность — эта ТРЕВОГА». В
записи оказываются сдвоенными сумерки дня и тревога души. Художник Давид
Боровский отказался от воссоздания облика усадьбы с тщательно описанными
Чеховым террасой, полукруглой площадкой,
разбегающимися аллеями, садовыми диванчиками и столиками. Барский дом с колоннами был словно вывернут наизнанку,
— фасадом внутрь; на вывернутых стенах тенью отпечатались ветки безлиственного
сада. В этот сад не заглядывало солнце. Иванов-Смоктуновский появлялся в
светлом летнем пальто, накинутом на плечи, с книгой в руках Он пытался читать,
но мысли витали где-то далеко. Книга, казалось, была взята не сама для себя,
но чтобы отгородиться ею от окружающих, от самого себя, от мучительных мыслей. Из
дома летели звуки рояля, играла Сарра, и пометка артиста: «Как же быть? Она со своей музыкой напоминает того
его». Смоктуновский
здесь не описывает поведение героя, или внешние проявления четко
зафиксированного внутреннего состояния. Музыка
напоминает прежние безмятежные дни и себя, деятельного, радостного. И
это воспоминание тревожит и причиняет
боль. Смоктуновский называет чувство, с каким герой слушает музыку, и то общее
томление, когда человеку хочется спрятаться, прежде всего от самого себя: |