Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! «У Иванова все действие — куда-то, куда-то. В конце ушел — выстрел. Второй план: стишок пишу! Не дают! Движение — движение. Дома — к Лебедевым,
у Лебедевых — домой». Везде
плохо, везде мутно, хочется вырваться и убежать, но бежать некуда.
Смоктуновский в этой роли двигался по практически пустой сцене, точно пытаясь
найти покойный уголок и нигде не находя себе места, и это постоянное движение в
пустоте создавало иллюзию «голого пространства», в котором мечется герой в
поисках выхода: не за что ухватиться, негде спрятаться, некуда убежать... Актер
в первых же записях задавал ритм первого действия, в котором Иванов мучительно
хочет спрятаться от всех, но его ни на секунду не оставляют в покое, намечает
внутренний посыл его общения с домашними: «Сдерживается. Не сорваться бы - все хорошо... Хороо-ош-оо.» Он
боится показать свое состояние, свое отвращение ко всем и, более всего, к себе
самому. Злость умеряется сознанием собственной вины. Со своими бессмысленными
проектами мешает Боркин, но нельзя дать волю раздражению. Помета
Смоктуновского: «Вина перед Боркиным -
наобещал, наговорил с три короба и...
„воображало"...». Заставляет
себя вежливо ответить на предложение больной жены идти кувыркаться на сене.
Смоктуновский пометит рядом с ее предложением: «Это я ее кувыркал когда-то», На мгновение воскресив ту самую прежнюю жизнь и прежние
отношения, которые теперь так нестерпимо вспоминать. Смоктуновский
наделял своего героя необычайной интенсивностью внутренней жизни, резкими и
спонтанными реакциями на любое прикосновение внешнего мира. Но и интенсивность, и острота реакций были
болезненными. Этому Иванову все причиняло боль: и хозяйственные рассуждения
Боркина, и забота жены, и присутствие
дяди... («лишние люди, лишние слова, необходимость отвечать на глупые
вопросы...»). Этому
Иванову казалось, что если бы он мог остаться в абсолютной пустоте, успокоиться
и собраться, он бы смог понять, что с ним происходит («я не в силах понимать
себя...»): «Что
со мной? Смысл
этого существования найти». И
Смоктуновский вводит для своего Иванова внутреннего оппонента: «его самого в
прошлом»: «СЛИШКОМ
МНОГО В ЭТОМ АКТЕ ГОВОРЯТ: КАК БЫЛО КОГДА-ТО... Я все время вижу это мое неудавшееся
прошлое (здесь и далее выделено И.С). Если у
Гамлета все — в будущем, to здесь все только в прошлом. |