Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Попытка уничтожить это мое прошлое, но все в пустоту. ЭТО
ПРОШЛОЕ, ЕГО ОНО МУЧИТ». Прошлое
Иванова у Чехова прописано достаточно неясно. Какие рациональные хозяйства?
Необыкновенные школы? Горячие речи? Что реально сделал Иванов? На чем
надорвался? «А жизнь, которую я пережил, — как она утомительна!. Сколько
ошибок, несправедливостей, сколько нелепого». Что было в его жизни, резко
отличающее ее от жизни окружающих женитьба
на богатой еврейке? Доктору Львову Иванов посоветует: «Не женитесь вы ни на
еврейках, ни на психопатках, ни на синих чулках...». Его
Иванов постоянно держал перед собой зеркало, где видел себя прежнего, и мучительно
пытался понять: куда же девались сила и радость жизни, куда девалась
восприимчивость, почему так мертво все в нем. Он мерил себя собой. И не находил
ни выхода, ни оправдания: «СЛОМ
ВРЕМЕНИ — ДЛЯ НЕГО ОН КАК БЫ ПРОИСХОДИТ». В
крови перемещается время и створаживается в жилах скукой («мысли мои
перепутались, душа скована какой-то ленью»): «в нем сидит
время. Почему так все происходит?» Центральное
событие первого акта: разговор с доктором Львовым. Смоктуновский дает необычную
плотность партитуры внутреннего самочувствия Иванова. Пометки артиста по
количеству строк больше собственно авторского текста сцены Иванов — Львов. Доктор
Львов говорит Иванову о болезни Сарры, о необходимости ехать в Крым, о том, что
его жена может умереть. В пьесе Чехов не дает прямых указаний: первый раз
сообщает Львов Иванову о близкой смерти или это продолжение ранее бывшего
разговора. Тональность разговора для Иванова-Смоктуновского: «Скоро умрет Сарра — совесть дома».
«Впервые сегодня узнал: она
умирает». Именно
этой встряской мотивирует Смоктуновский длинный
разговор с доктором, где он выговаривает себя, какие-то страшные, непроизносимые
вещи, анатомирует собственную душу и анализирует прежнюю, так страшно
кончающуюся жизнь, пытается понять, как же могло случиться, что умирает его
жена, а он так равнодушен и холоден. Он
выговаривает себя с доктором Львовым по необходимости («говорит О СЕБЕ, КОГДА ОН СТАВИТ ПЕРЕД НЕОБХОДИМОСТЬЮ РЕШИТЬ ТО,
ЧТО Я УЖЕ НЕ МОГУ РЕШИТЬ»). Но и
потому, что доктор ему симпатичен и близок: «он симпатичен мне и приятен. Как перед ним
оправдаться, что я не могу быть таким, как он. он ненавидит меня — я это знаю. |