Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Финальный
выстрел тем самым абсолютно лишается всех бытовых мотивировок: не захотел
«лезть в петлю», связываться с нелюбимой девушкой и т.д. И обретает совсем
иной смысл и иное измерение. Иванова «держит» его чувство к Саше, оно сильнее
воли и рассудка. Просто уйти от нее он не может, остаться — переступить
какие-то внутренние законы, собственные принципы, — тоже: «Ушла деятельность — ушла любовь к
Сарре — ушла гармония. Жизнь оттолкнула его от всех забот — пустота. Нельзя жить, убив жену; губя молодую Шурочку». Чувство
вины заставляет Иванова брать на себя все: чахотку, сведшую в могилу Сарру, и
решение стать его женой, которое приняла Саша вполне самостоятельно... Ища
внутреннее оправдание своему герою, Смоктуновский особенно выделил постоянное
чувство вины, которое живет в Иванове, который чувствует себя ответственным за
все и потому виноватым перед всеми. В
преддверии четвертого действия артист выделяет в Иванове два доминирующих
чувства: внутренней пустоты и безмерной вины перед всеми. И следом ощущение
сужающегося враждебного кольца, которое артист видит как бы со стороны: «Бедный Иванов хотел бы жить, но не дают». Смоктуновский
делает здесь принципиальный шаг: его Иванов стреляется не потому, что не
хочет жить, не потому, что устал и разочаровался, а потому, что ему «не
дают жить». Не дают окружающие, измучившие его своими требованиями, своей
жадностью. Не дают жить его собственные убеждения, его взгляды. Смоктуновский
здесь как бы дополняет и углубляет Чехова, вводя конфликт «между долгом и
чувством». Хочет жить, хочет любить Сашу, хочет счастья. Но считает, что это
запретно, что это нарушение идеалов, — и потому пуля: «ЕГО
ЖЕНИТЬБА — ЖИВОЙ УПРЕК ТОМУ, КАК ОН НЕ ПРОТИВОСТОИТ ЭТОМУ БЕЗВРЕМЕНЬЮ». Смоктуновский
выделил эту не очень складную фразу рамкой, обозначив тему четвертого
действия. По
сути, он должен последовать собственной рекомендации о счастливой жизни,
данной доктору Львову: жениться самым обыкновенным образом на молодой девушке,
богатой наследнице, его любящей. Зажить самой обыкновенной неприметной жизнью.
Но поступить так— перечеркнуть собственное прошлое, предать его, Я-сегодняшний
и я-вчерашний приходят в столкновение друг с другом. И остается единственный
выход — самоуничтожение. Иванов
приезжает в дом невесты, где, по свадебному ритуалу; он не может и не должен
быть... Зачем? |