Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Характерно,
что пометки артиста на удивление кратки и идут как бы абсолютно перпендикулярно
произносимому тексту: «Словами мы что-то делаем всегда. В многословии найти: что же
происходит, С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ,
КАК РАЗВИВАЕТСЯ И К ЧЕМУ ПРИХОДИТ...». В этом
не только комментарий артиста к конкретной сцене, но и вообще к этой растянутой, многословной пьесе Чехова, где его
герой говорит, говорит, говорит. Чем
озлобленнее реплики их беседы, чем острее они ранят, тем нежнее вразрез идущее
внутреннее чувство, которое, по Смоктуновскому, должно придать объем словам,
объем их семейным отношениям, которые иначе будут восприняты как чисто бытовая
супружеская свара: «Да нет же, дорогая, все хорошо, и я всегда и сегодня
твой. Да я не хочу быть с ней и не пойду туда. Я весь
с тобой, здесь». На
крик Иванова: «Замолчи, жидовка! Так ты не замолчишь? Ради бога... Так знай
же, что ты... скоро умрешь... Мне доктор сказал, что ты скоро умрешь...» — в
записях комментарий из всего двух слов: «Катарсис-очищение». Смоктуновский
заканчивает на этой ноте сцену, заканчивает на этой ноте последнюю встречу этих
людей. Прорвался нарыв? Впервые загнанное внутрь чувство облеклось в слова?
Или, произнеся эти кошмарные фразы, сам ощутил, наконец, и ужас перед будущим,
и нежность к обреченной и любимой женщине, и жалость, и ту самую любовь,
отсутствие которой делает для него невыносимой жизнь? В
спектакле Ленкома Сарра—Чурикова обнимала на этих словах мужа, прощая и благословляя его. В спектакле МХАТа
сцена кончалась на неожиданно тихой ноте. Все замирало, застывало, Иванов
прятал лицо... Действие четвертое Смоктуновский
предваряет последнее действие долгим вводом, точно давая себе возможность
«прожить» время, прошедшее с последней ссоры с Саррой, почувствовать состояние
Иванова в день его свадьбы с Сашей... У
Чехова отношения Иванова и Саши
прописаны достаточно неопределенно. Актер может играть и полное безразличие,
сменившее короткую вспышку чувственного влечения, и финал долгой связи, завершающейся
внутренним безразличием и обязанностью
«честного человека» жениться, и любовь, из-за которой боится испортить жизнь
молодой девушки, как уже испортил жизнь Сарре. Смоктуновский в своем «актерском
плане» роли Иванова уделяет довольно значительное место чувству к Саше,
внимательно анализирует тончайшие переходы их взаимоотношений. Для актера
принципиально, что для его Иванова любовь — важнейшее «внутреннее
составляющее». |