Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Иванов,
как ранее с Лебедевым, потеряв терпение, уже не оправдывается, а огрызается. Смоктуновский выделяет и подчеркивает слова: «Человек такая несложная
машина» — и комментирует «Это ваша
позиция» (с подтекстом — прямолинейный дурак!). Между
сценами с Львовым и с Сашей
Смоктуновский делает на полях неожиданное отступление. Им записана вольная
передача цитаты из С. Волконского, которую часто повторял Станиславский: «Неудобное — удобным, Удобное — привычным, Привычное — легким, а легкое — красивым». И
далее: «Все очень-очень просто. — а партнеры вам не мешают? — я их не замечаю». По свидетельству
Олега Ефремова, Иннокентий Смоктуновский на сцене органически «не мог не тянуть
одеяло на себя». Он всегда был в фокусе внимания зрителей: был ли он
центральным лицом или был персонажем второстепенным. В роли Иванова эта
особенность актерской натуры абсолютно ложилась
на авторский текст. В отличие от поздних, полифонических чеховских пьес,
«Иванов» — пьеса центростремительная. Иванов - единственный герой пьесы, а
остальные персонажи были нужны лишь постольку, поскольку во взаимодействиях с
ними проявлялся его характер. И
Смоктуновскому важно, что это не только характер одного конкретного живого
человека, но и более общий: «Чеховские персонажи - точные,
уникальные и очень живые типы - живые,
но типы». Смоктуновский
определяет задачу сцены с Шурой: «Понять,
найти природу эмоции к Шурочке» (и уже в
уменьшительно-ласкательном употреблении имени — природа эмоции). Но
первая реакция: «Выгнать, выгнать». А
потом, когда опять ощутил ее теплоту и близость, когда забыл об обстоятельствах
встречи, и о том, что жена рядом, и о том, что будет, если узнают, что Шура
здесь, вдруг, молнией: «Не нужно тебя, не надо этого до... (Какой
кошмар! Я ведь тоже об этом подумал.
Боже, что же это такое!)». Иванов
казнит себя за эту мысль: «Вот жена умрет и тогда...», - не очень понимая, что своим благородным решением: «с
Шурой - все» - обрек себя на ожидание смерти жены как освобождения. Особенно,
когда рядом эта влюбленная девочка: «Шурочка - полюс, магнит, который
тянет...». И
невозможность оторваться от этого магнита
вызывает особую резкость с некстати появившимся Боркиным: «Я
хоть это разрублю, сделаю» («Я
прошу вас сию же минуту оставить мой
дом!»). Кульминация
действия: сцена Иванова с Саррой. Долгие разговоры о ее смертельной болезни,
размышления Иванова об ушедшей после пяти лет брака любви, о странном
безразличии его даже к известию о близкой смерти жены — все это только
подготовка, фон к невозможному почти нечеховскому по обнаженности и накалу
страстей, фантастическому, «достоевскому» разговору. |