Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! В
комментариях Смоктуновский дает ощущение сжимающегося кольца, затягивающейся
петли, откуда нет выхода. Безысходность. Вокруг: «Зулусы, пещерные люди». Его не
оставляют в покое, обступив жадной сворой, сплетничают, судачат, судят,
обливают грязью и его прошлое, и
будущую жизнь с Сашей. Он так долго стоял перед толпой провинциальных
сплетников на пьедестале, он так долго ощущал себя выше и вне их суждений и оценок,
что сейчас растерялся перед этим потоком ненависти, злобы и непонимания: «Одни
- Львов и др. Вторые - Лебедев. Третьи - Шуточка, Лебедев. Четвертые - Боркин, Шабельский,
Шуточка. Его суть - быть с людьми, а он не может быть с ними. Друзья. Моя
жизнь. Моя совесть». И
все-таки право судить Иванова Смоктуновский оставляет только за ним самим. В
четвертом действии он не смотрит на него со стороны. Он сам не оценивает
своего персонажа. Только взгляд изнутри, только мысли-чувства самого Иванова.
Главный судья, выносящий приговор: тот, прежний Иванов. Смоктуновский вводит эту тень как главного персонажа
душевной жизни. Его Иванов судит сам себя: «С
позиций того Иванова, прекрасного,
высокого... Я надсмеялся над собою, дав себя уговорить. Возмущен собою предельно. Тут протестует вся его прежняя натура либерала. ЕГО
ПОЛОЖЕНИЕ: НА ЕГО ГЛАЗАХ СОВЕРШАЕТСЯ УЖАСНОЕ,
А ОН НИЧЕГО НЕ МОЖЕТ СДЕЛАТЬ...». Он
судит себя с позиций того, несгибаемого Иванова, которого он угадывал в докторе Львове (себя
прежнего), и потому глупые обвинения доктора разом попадают в сердце. Услышал артикулированный
собственный приговор: «Вы— подлец». Поразительно,
но, находя точные и неожиданные внутренние мотивировки той или иной фразе Иванова,
Смоктуновский не приводит ни одной внутренней мотивировки выстрела. Его Иванов
как бы совсем не думает о револьвере в кармане жениховского фрака. Ни на
секунду не задумывается о последствиях своего поступка. Его не тревожит ни
грех самоубийства, ни то, «какие сны в том смертном сне приснятся», ни то, что
он заливает кровью подвенечное платье своей невесты. Рассуждения
о выстреле предельно надличны, абстрактны: «Оказывается, что для того, чтобы быть человеком, - нужно
застрелиться. Если не сделать этого, то... Выстрел: победа совести над компромиссом. Вот все соблазны мира - и они кричат, чтобы на них
клювали. А он тоже хочет их,
тоже - клюет, но борется с собой, чтобы не было этого... |