Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Он
идет к умирающему брату, частично влекомый местью: «Есть многое,
многое за что мстить». Частично,
чтобы объясниться и договорить с одним из тех, главных врагов, которые для
натур эгоистичных становятся более значимыми, чем любые близкие друзья: «Да, я понимаю, что ты меня не любил, не любишь, ну,
а попробуй вести себя на моем месте по-другому». Частично
из тщеславия: пусть брат сравнит, каков «я» и каков сейчас «он»: «Ты же сам
никогда ничего не мог, а теперь совсем без сил». Но
самое главное: для окончательного и бесповоротного утверждения собственной
правоты. Пусть брат сам подтвердит, что прав был я, а не он, что живу правильно я, а не он: «Последний расчет - кто прав? Ну, скажи же, наконец, — я прав, а? Ты вот всегда
утверждал, что я плохой христианин, но на проверку смотри: тот, кто первый
умер, то и ... Ты — бездарь, а ведь могло
бы быть совсем наоборот». И
кощунственное: «Провидение — финал спора». Смоктуновский
записывает на полях варианты разгадок Иудушкиного поведения: «Комплекс неполноценности в страшном тщеславии: я
выше всех. Встречает обиды — переживает их. И с
позиции уже их проглотив — имеет право быть правым». Наконец,
неожиданное: «Крупная сволочь „Рокфеллер"». Видимо,
как «Рокфеллер» среди банкиров высится Иудушка среди «обыкновенных сволочей»,
сволочь особо крупная, уникальная, единственная: «Самовозбуждающийся, наивный, добрый, совсем ничего вроде
вокруг не замечающий скат». Тут же
подсказка себе — запись возможного прототипа: «Козинцев — его манера слушать и попытаться действовать, наконец». У
Смоктуновского остались неприязненные чувства к этому режиссеру после
«Гамлета». Он отказался играть у Козинцева короля Лира. Но в данной пометке
речь все-таки, видимо, идет о каких-то внешних деталях в манере поведения
Козинцева. Остальные
пометки к этой сцене четко привязаны к конкретным репликам: «Да, ты думаешь, что я уйду, ну, ну. Ты же говори про меня». На
обвинение брата: «Мать по миру пустил» — комментарий: «Ну, хорошо, как же я ее пустил??. Как обидно, что брат не понимает, что я не с ним
борюсь, а пришел к нему, чтобы предотвратить
тотальность матери». В
продолжение монолога Павла: «Из дома выгнал» — комментарий: «Вот те ну! Я на коленях стоял — просил не
уезжать. Я ей говорю: что бы вам в вашем возрасте легче было моим хозяйством управлять - давайте формы отчетности
наведем. А она — ф-ф-ф-рр. На дыбы — и к тебе. Норовистая у нас мать, сам
знаешь». |