Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Иудушка
появляется незваным в усадьбе больного брата, где его ненавидят и боятся, где
живет выгнанная им мать, и первая пометка: «Ощущение мною ненависти окружающих — привычное, и,
следовательно, все ОК Значит, я
неуязвим». Тональность
встречи и отношения к болезни брата: «Здесь, маменька, мы не властны. Будет так — как
будет». При
внутренней уверенности, что: «Мать хочет ограбить меня». Я —
законный наследник брата, но кто знает, не успели ли они что-нибудь предпринять.
И тут же рядом ехидная мыслишка, никак вслух не проговариваемая: «Ну, что: вот вы от меня шли к нему — ну, и что? Ну, вот, маменька,
так куда вы убегали? И теперь куда вы прибежали?» Не
видят, не понимают, что значит идти против меня. Это оскорблять Господа Бога!
Ибо правота моя, подтверждаемая уничижением и смертью врагов моих, — от Бога: «Представляю Господа Бога на земле — правоту.
Потому и побеждаю». В
сцене с матерью Иудушке, по мысли Смоктуновского: «Не надо притворяться». Он
преисполнен чувства собственной значимости и правоты. Он заранее предвкушает
победу. Сегодня, как и всегда,
он «Добивается своего каждый раз». И это
чувство значительности и справедливости
происходящего пытается передать окружающим: «Вот я вижу, ты
переживаешь. Кто говорит, что это хорошо? Все случилось справедливо. Тайна Смерти. Да, да, жуть сочувствия». Трижды,
ритуально повторенное, выписанное в столбик: «Брат плохой. Брат плохой. Брат плохой». По
мысли Смоктуновского, Иудушка в
этой сцене упорно пытается открыть окружающим глаза на тайный смысл
происходящего: Павел был плохим братом, не любил меня, и вот теперь умирает. Умирает, потому что был плохим
братом, умирает, потому что не любил меня. И как же можно это не видеть, не
понимать?! Только специально раздражают меня и делают вид, что не понимают: «Я боюсь, что меня всегда неправильно понимают (не любил меня брат). Не любил меня (ну, если Бог может простить такое). А ведь вы
мечтали оставить меня с носом, но я — таков, единственно возможный. Таким
и останусь на всю жизнь.
Победа!!! А я поднимусь к тому правдолюбцу». Короткий
обмен репликами с матерью (всего-то по нескольку фраз с той и с другой стороны)
становится переломом. Образ Иудушки в этой сцене выходит за пределы бытового,
житейского правдоподобия, обретая иной масштаб и иной объем. Сатанинская
гордость и непоколебимая уверенность в собственной непогрешимости, тупое упорство
шершавого животного, та абсолютная чуждость человеческой логике, человеческому
строю мыслей, которая заставляла
вглядываться в этого Иудушку с мучительным
сомнением: человек ли это
вообще. |