Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Пометка:
«Маменька, вы ведь сами не верите в то,
что только что сейчас сказали». Комментарий
на слова, что Степану полагается из папенькиного имения: «Вот ведь
закорючка». И там
же дополнительные, четко привязанные к репликам
подтексты произносимых фраз: «Надо было
тогда, как вы ему дом покупали, тогда обязательство с него взять». На полях: «Наивнее». «Дом промотал и деревню промотает. К тебе тогда же и придет». «Да ты ведь сама все это знаешь. Наконец, понял ее
слабину. Как вы сами, собственно, и все сформулировали, и знаете. Достойный продолжатель рода головлевых —
знатного, хозяйственного и рачительного рода!» Подводя
ее к решению, по сути, убийства сына: оставить его «на прокормлении» в голомевском
доме: «Ничего другого не остается. Да и бумагу насчет наследства от него вытребовать.
Пить, есть балбесу-то что-то надо. Не даст бумаги, можно и на порог ему
показать — пусть ждет папенькиной смерти». Убеждая
маменьку, что и после ее смерти будет помогать брату Степану: «Да неужто вы на
нас, ваших детей, не надеетесь», — многозначительное: «А, ну, увидь меня». То ли
бесхитростное: пойми, наконец, что я весь — душа нараспашку. То ли ерническое
— на-ка выкуси, попробуй, разгадай.
То ли из черной бездны, a ну как поймет сейчас всю мерзость,
скрытую за потоком ласковых уменьшительных словечек. И как
финал сцены: «Пошел и на ходу молится: как, однако, трудно
жить честно в этой жизни!» Победив,
он теперь успокаивает собственную совесть: «Кто над
родительским благословением надругался? Я их мучил, но как они меня мучили и продолжают
мучить». И эти
переговоры с чем-то похожим на совесть идут: «В его ритмах замедленно и должбежно (долбежка)». Переломным
моментом была сцена у умирающего
брата Павла. Иудушка, появляясь у постели больного, своими разговорами,
приговорками, самим фактом своего появления сводил брата в могилу. Ритуальный
семейный быт и смерть намертво
сцеплялись в неразрывное единство. Иудушка впервые выступал кровопийцей в самом
прямом смысле слова. Страшным пауком нависал он над кроватью, медленно
высасывая силы, здоровье, саму жизнь. Записи
Смоктуновского в этой сцене похожи на стенограмму потока сознания. Всполохи
мыслей, чувств, ощущений даны в неразрывном клубке. Артист забирается в глубины подсознания, кишащие редко выползающими на поверхность
гадами: мания величия и комплекс
неполноценности, образы и мысли, в которых не признаешься самому себе. |