Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! «Выходит от отца в слезах. ризы разорвать, жалея
мать, готов». В
последних фразах Смоктуновский почти дословно цитирует роман: «...Порфирий
Владимирович вышел из папенькиного кабинета взволнованный и заплаканный...»
«Порфирий Владимирович готов был ризы на себе разорвать, но опасался, что в
деревне, пожалуй, некому
починить их будет». Подробную и громоздкую инсценировку артист еще
расширяет на полях скрытыми цитатами из текста. В сцене
семейного суда над братом Степаном, чаще называемым в семье прозвищем
Степка-балбес, промотавшим наследство, Смоктуновский выделяет несколько
планов, которые «держит» его герой. План первый: дело, для которого собрали: «Наступил момент, когда одного из двух братьев — убрать, увести
от наследства, И потому не позволю матери быть
непоследовательной». Идет
первая битва за наследство и власть, и ее надо выиграть, провести, продавить
свою стратегию решения ситуации: «Обокрасть „балбеса", и второе избавиться от
него уже навсегда, т. е. убить». Вторая
линия: понять, что происходит? Не разыгрывает ли мать спектакль, устраивая
сыновьям проверку? Главное — не раскрыться, не дать себя подловить: «Предложение маменьки
рассудить ее со злодеем; новый фортель с ее стороны. Не участвую в обсуждении. Не вступать. Ну, что ж — подавать реплики в этом
скверном спектакле». Но за
всей игрой и делом постоянно,
кожей, ощущение опасности: «Я себя ограбить не дам. Она хочет избавиться от Степана,
это значит — она начнет эту линию
избавления, т. е. и от меня. Опасность. Все, что хочется
ей, — не хочется нам (братьям) — мне». И
именно поэтому требуется в этом скверном спектакле играть абсолютно всерьез, самого себя
убедив, что одна цель, и никаких «задних» мыслей: «Не обмануть мать, не наказать Степана, но оберегать
мать. Я знаю, что вы,
маменька, считаете мою искренность и любовь к вам ложью... Но тем не менее...». Задав
себе на оборотном листе многоплановую партитуру роли, Смоктуновский на полях страницы с текстом дополнительно расписывает
реакцию, ход мыслей, который
вызывает у его героя реплика собеседника. На реплику Арины Петровны «Так оправь
меня и осуди его» пометка: «Не этим-то возьмешь, ущучишь. Я знал, я
чувствовал, что вы так и решите — знал это с самого начала». А. П.
«Пусть живет, вроде убогого на прокормлении крестьян». |