Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! «Живая, обаятельная семья». Эпитеты
по отношению к семейству Головлевых неожиданные, применяемые чуть ли не впервые. Артист точно
«забывает» о демагогии, о кровопийстве и возвращает привычный идиллический налет
в описания и в восприятия: родительского дома, родового гнезда, семейных связей. Все известно о Головлеве и его обитателях? Пожалуй, но ненадолго
зрителю надо и обмануться. Вдруг поверить в «обаятельную семью», в искренность
произносимых речей. Чтобы тем больнее было крушение, развал, исчезновение.
Увидеть в Порфише не Иудушку -
«демагога на холодном глазу», а —
«откровенного мальчика»: «Деревенский, простой, темный, «немного» дремучий. Не хитрит. Любящий, никого не обманывающий и очень
непосредственный сын. Я очень откровенный мальчик». Смоктуновский обыгрывает тут детское
прозвище своего героя («откровенным мальчиком»,
«Иудушкой» и «кровопивушкой» его прозвал старший брат Степка-балбес).
Артист ищет в этой гремучей смеси демагога и «откровенного мальчика» натуру Иудушки, где иезуитский расчет
так переплелся с чистейшей, искреннейшей убежденностью в совершенной
невинности, что сам черт не разберет, где кончается демагогия и начинается душевное обнажение: «Роль погружения, а не характеристическая
проверка этого характера». И тут
в помощь возникают снова строки из Блока: «Вот я времячко проведу, проведу, Вот я темечко почешу, почешу». А Блок. Двенадцать. Кажется, что в блоковском стихе артист ловит не столько пугающий образ
хвата и ухаря, решившегося дать себе волю погулять, сколько страшноватый качающийся ритм и предчувствие
беды, которое принесут выпущенные на волю темные желания, потаенные страсти. Смоктуновскому
важна эта абсолютная дикарская,
варварская, младенческая «неосознанность» в гадостях его героя. Он совершает
свои гадости «Почти ритуально». Не
думая, выполняя нечто привычное, чуть ли не с молоком матери всосанное. Пометка
на письме Иудушки Арине Петровне («Деньги, бесценный друг маменька, получил») —
«Детскость, детскость». Не
расчетливая «петелька», уловляющая маменьку, но доверчивая детская
распахнутость: смотри, друг маменька, весь перед тобой, ничего утаенного нет. Приехавший
по вызову матери в Головлево, Иудушка навещает
комнату больного отца: «Отец — он больной, психопат, совсем сумасшедший». Тем не
менее артист помечает, что Иудушка |