Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Во втором же случае, требования значительно
расширяются: студент должен определить для себя что значит мыслить
“по-мраморному”, “по-соломенному” и т.д. Чем “человек из глины” отличается от
него самого? Какие внутренние и внешние
признаки отличают его от “человека из стекла”? При всем том,
правдоподобие существования должно неукоснительно соблюдаться, ибо в первом и
во втором случае предлагаемые обстоятельства остаются абсолютно одинаковыми.
Бывает, что в первых же опытах студентам
удается интуитивно “зацепить” характер, ругать их за это не следует, в любом
случае, так как очевидно, что методическое деление по темам несколько условно. Вместе с тем, необходимо соблюдать
последовательность в обучении, строить лестницу, по которой артист будет
подниматься к постижению профессии на твердом фундаменте – продуктивном
органическом существовании в предлагаемых обстоятельствах. Даже, если кому-то
такой подход покажется несколько консервативным, - не беда, лишних знаний не бывает,
тем более что владением традиционной театральной школой актер расширяет
диапазон своих возможностей, она дает ему право на эксперимент, подталкивает к
нему, ибо, сама по себе отрицает догматичную закоснелость. Подходим ко второй части занятия –
работе над упражнениями, заданиями, этюдами, зарисовками, пародиями,
импровизациями, цель которых не просто познакомить студентов с темой “Характер
и характерность”, а воспитать у них на всю творческую жизнь органическую
потребность действия в характере, где характер не просто инструмент, а
неотъемлемая составная часть драматического действия. Ведь постижение этой темы
необходимо актеру, прежде всего в его первых сценических пробах на глазах
публики, в учебных спектаклях. Стоит подчеркнуть особо, что, несмотря
на традиционные заверения большинства педагогов в приверженности работе над
сценическим характером в ходе репетиций учебного спектакля, на самом деле это
далеко не всегда так. Если 15-20 лет тому назад каждый курс ЛГИТМиК выпускал
2-3 учебных спектакля, на третьем и четвертом годах обучения, то ныне в С-ПбГАТИ,
начиная с четвертого, а иногда и третьего семестра идет работа над 3-4, а
иногда и пятью пьесами, причем часто параллельно и с разными
режиссерами-педагогами. В таких условиях говорить освоить характеры исполняемых
персонажей вдумчиво и целенаправленно, постичь их глубину бывает крайне непросто.
Вместе с тем, требования, которые предъявляются нашему вчерашнему выпускнику на
профессиональной сцене или на съемочной площадке достаточно высоки в этом
смысле и оставляют мало шансов людям недоучившимся, недополучившим что-то в
процессе освоения этого раздела программы. Поэтому вчерашний студент, а ныне
актер-дебютант часто пытается сыграть результат, на сцене или на экране
возникает не живой характер, а, в лучшем случае, примитивная маска персонажа. Между тем кино и
сериал ныне одна из самых широких профессиональных сфер деятельности
актера. Если говорить о профессиональных
требованиях, предъявляемых к исполнителю, то кроме традиционно высоких в целом
ряде сериалов, во многих они практически отсутствуют или сводятся к чисто
фактурным. Такое положение дел зачастую приводит к появлению на экранах беспомощных
первокурсников, получающих на таких съемках крайне негативный профессиональный
и жизненный опыт, который они по инерции переносят в учебные аудитории ВУЗа. “Ничего не играй, - это не
театр”, - часто единственное указание, которое они слышат от режиссера на
съемочной площадке. Студентам старших курсов, прошедшим уже несколько сериалов,
начинает казаться, что навыки театрального актера и сама перспектива работы в
драматическом театре настолько бледна по сравнению с телевизионной
известностью, что нет резона прикладывать серьезные усилия для создания
сценического характера, перевоплощения и так далее. Самый яркий пример такого профессионально
недостойного зрелища – пресловутый “ОБЖ”, который не просто дискредитирует
профессию актера и режиссера, но и развращает аудиторию, воздействуя на нее
примитивно-отупляюще. Вместе с тем за последнее время появился целый ряд
произведений другого рода, отмеченных достаточно тонкой режиссерской работой и
целой галереей прекрасно сыгранных ролей. Это и “Идиот”, и “Граница”, и
“Ледниковый период”. Кроме успеха самих фильмов, необходимо отметить появление
нового в стиле актерского исполнения ролей в сериале: четкая продуманность
изменения характера персонажа от серии к серии, непрерывность существования в
каждом эпизоде, независимо от среднего или крупного плана съемки и многое
другое. |