Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Говоря о психологическом портрете
нынешних студентов, применительно к профессиональным его деталям, стоит
остановится на следующих особенностях. Первая из них – неразвитая фантазия.
Владея несомненно большим объемом знаний, информации, чем их отцы и матери, они
приходят в ВУЗ эмоционально обедненными, не умея чувственно воспринимать
окружающий мир. Оговоримся, речь не идет обо всех, но доминанта очевидна, набор в любой актерский класс последних лет
подтверждает это. Известный психолог актерского
творчества Н.Б. Рождественская с болью отмечает, что “Современные дети все меньше читают, потому что все их свободное
время отнимают компьютерные игры и просмотр телевизионных передач. (…) А ведь
книга в детстве - мощный источник нравственного развития, потому что через
образы воображаемых героев непосредственно воздействует на эмоциональную сферу,
т.е. на подсознание”. И, конечно, компьютерные игры не могут заменить нормальные
игры. Не случайно студенты-первокурсники увлеченно участвуют в групповых игровых
упражнениях и сами просят “поиграть
еще!” “Способность играть – это
проявление “комплекса детскости” творческой личности – наивности, открытости
новым впечатлениям, импульсивности, непосредственности. …в связи со сказанным
представляется, что в начальных занятиях на первом курсе, да и впоследствии,
игра необходима и как форма психотерапии, способствующая раскрепощению
личности, и как средство развития постпроизвольного внимания и воображения.
Если еще не поздно...”
Эта мысль Н.Б. Рождественской подтверждается и нашим опытом работы с
первокурсниками, в частности со студентами тувинской национальной студии
профессора В.В. Норенко (набор 1999года). Опыт этот заслуживает особого внимания,
ибо более половины курса, 17 студентов - тувинцев, были набраны в Кызыле и,
если можно так выразиться, не были настолько “затронуты столичной цивилизацией”,
насколько подвержены ее влиянию оказались остальные студенты из Петербурга,
Москвы, Одессы и Пскова (11 человек). Упражнения, которые традиционно открывают
раздел “Творческое внимание”, были пройдены достаточно уверенно и быстро, без
явных затруднений среди студентов всего курса. Речь идет прежде всего об
упражнениях “Пишущая машинка”, “Предметы на столе”, c
изменением их расположения, “Мой путь в Академию”, в котором вспоминаются
подробности утренней поездки в Академию, описываются физические ощущения,
запахи, сопутствовавшие этой поездке. К этим упражнениям можно смело отнести
игру “Баранья голова” и многие другие, подобные этим упражнения и задания
первого семестра. Стоит заметить, что выполнение этих заданий сопровождалось
атмосферой сосредоточенности такого школьного урока, где выполняют задания,
мягко говоря, без увлечения, необходимого в нашем деле. Причем “русские”,
натренированные куда больше тувинцев в таких заданиях, хотя бы благодаря
лучшему владению языком добивались чаще всего лишь сосредоточения бытового
внимания, способного зафиксировать число, порядок, явные признаки тех или иных
явлений, предметов, составляющих задание. О творческом внимании, ассоциациях,
им вызываемых и оплодотворяющих воображение, нам всем приходилось лишь мечтать… |