Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Но вернемся к самой теме учебных спектаклей. Из большой плеяды учебных
спектаклей нас интересуют спектакли
особые, основанные на учебных заданиях, упражнениях. Не имеющие закрепленной
драматургической основы, определенной каким либо автором. Спектакли - концерты.
Своеобразные самостоятельные творческие
работы в основном самих студентов. И
совершенно естественно, что не начать этот разговор с наиболее знакового спектакля, а именно со
"Зримой песни", просто нельзя. О замечательном, ярком учебном спектакле Г.А. Товстоногова написано много статей в
журналах, газетах, много упоминаний в различных театральных книгах, научных
исследованиях, диссертациях. Для нас представляет интерес прежде всего то, как
из студенческого упражнения по инсценировке песен появился спектакль, ставший легендой
советского театра 60-х годов XX века. Многие выпускники Г.А. Товстоногова до сих пор вспоминают о
годах учебы в институте, о спектаклях, которые неизменно вызывали большой
интерес публики, об уроках самого
Мастера, о необычном для того времени совместном обучении актеров и режиссеров
и, конечно же, о том, как начиналась работа над учебным спектаклем "Зримая
песня". Ученик
А. Товстоногова Б. Гершт, который
сейчас работает в нашей академии
в качестве педагога и руководителя курса,
на страницах журнала "Театральная жизнь" вспоминает о том, что в те годы довольно громко
раздавались многочисленные скептические голоса против отклонения от
традиционной учебной программы, о сомнительной пользе эксперимента. (Имеется в
виду впервые тогда введенное Г.А. Товстоноговым совместное обучение режиссеров
и актеров. Прим. авт.) А начиналась работа над будущем
спектаклем под названием "Зримая песня" с общего задания: "...
задание у каждого режиссера было одно:
через музыкальную и пластическую форму передать мысль той или иной песни, то
есть поставить песню как драматическое произведение." Стоит привести и воспоминания
сокурсников Б.И. Гершта – В.В. Яковлева и Т.Г. Котиковой о том, что
предшествовало этому заданию. Г.А. Товстоногов в то время вернулся из поездки в
Польшу, где видел студенческие опыты по инсценировке песен. Эти опыты очень его
заинтересовали своей необычной для того времени яркой формой. И, надо же
случиться такому совпадению, его собственные студенты примерно в то же время
разыгрывали “в коридорах” института очень популярную в то время нехитрую
песенку “На острове Гаити жил негр Тити-Мити”. Песенка сопровождалась озорной
иллюстрацией похождений ее героев: самого негра, Красавицы из Сити, и попугая
Коко. Это не было заданием педагогов, а являлось “самодеятельностью” студентов.
Они, “дурачась”, срывали воображаемые бананы с пальм, били в воображаемые
там-тамы, “стрелялись” из-за неприступной красавицы и т.п. Песенку показали
Товстоногову, которому она очень понравилась. Он дал задание
режиссерам-студентам подготовить с актерской группой еще несколько песен и
показать ему. Так
началась “Зримая песня”. (Добавим, что песенка о Тити-Мити в сам спектакль уже
не вошла). |